1.
Общие положения
1.1. Положение
об использовании электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее –
Положение) в МКУДО Кленовская ДШИ (далее – Школа) устанавливает цели, порядок
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия
использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной
деятельности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», Приказ
Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»,
Федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области искусств, а также срокам их реализации (далее по
тексту – ФГТ), Уставом МКУДО Кленовская ДШИ и другими локальными актами Школы.
1.3. Школа вправе определять формы обучения по реализуемым дополнительным
образовательным программам в области искусств, содержание образования, выбор учебнометодического обеспечения, образовательных технологий, осуществлять образовательную
деятельность с использованием и совершенствованием методов обучения и воспитания,
различных образовательных технологий, в том числе с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных
образовательных программ в области искусств
1.4. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации дополнительных образовательных программ в области искусств
осуществляется Школой в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
1.5. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем
Положении:
1.5.1. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи
указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических
работников», фактически организация образовательной деятельности с
использованием средств ИКТ и электронного контента (технологий доставки
материала: размещение на сайтах; электронная почта; использование контента, уже
размещенного кем-то в сети Интернет и т.п.; организации взаимодействия между
участниками учебной деятельности: e-mail, skype, icq, социальные сети, форумы и
т.п.).
1.5.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.5.3. Дистанционное обучение –взаимодействие преподавателя и обучающихся
между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности
компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства
обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или
другими средствами, предусматривающими интерактивность.
1.5.4. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно- методические
материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых
знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям
соответствующих учебных планов.
1.6. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме,
предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих
возможности ежедневного посещения занятий; методическое и дидактическое обеспечение
этого процесса со стороны школы, а также регулярный систематический контроль и учет
знаний обучающихся.
1.7. Дистанционная форма обучения при необходимости может реализовываться
комплексно с традиционной, семейной и другими, предусмотренными законом РФ «Об
образовании» формами его получения.
2. Цели и задачи применения электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в образовательной
деятельности
2.1.
Основной целью применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности Школы является
предоставление возможности повышения качества образования современных технических
средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального
положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе
персонализации образовательной деятельности.
2.2.
Задачи применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий в образовательной деятельности МКУДО Кленовская ДШИ:
– повышение конкурентоспособности дополнительных образовательных программ
за счет совершенствования содержания, обеспечения его вариативности и создания
возможности построения индивидуальных траекторий обучения;
– расширение доступа обучающихся к современным образовательным
технологиям и средствам обучения;
– повышение эффективности учебной деятельности учащихся,
– стимулирование развития потребности у обучающихся в получении
дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и
самореализации,
– развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
– формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения,
– разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных
особенностей контингента обучающихся,
– создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся
в области образования без отрыва от основной учёбы.
3. Требования к применению электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий при реализации
дополнительных программ
3.1.
Условия применения электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
реализуются посредством создания электронной информационно- образовательной среды
при условии наличия соответствующего учебно- методического, кадрового и технического
обеспечения образовательной деятельности.
3.1.2. Электронные информационные ресурсы МКУДО Кленовская ДШИ:
3.1.2.1. официальный сайт организации (https://klen-dshi.uralschool.ru/);
3.1.2.2. базы учебных планов по всем образовательным программам;
3.1.2.3. базы творческих работ обучающихся;
3.1.2.4. база индивидуальных учебных планов
3.1.3. Электронные образовательные ресурсы:
3.1.3.1. программные и учебно-методические материалы в электронном виде и
(или) на бумажных носителях;
3.1.3.2. электронные учебники;
3.1.3.3. вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле лекций, слайдлекций и аудио-лекций педагогов;
3.1.3.4. тестовые базы для оперативного тестирования ;
3.1.3.5. базы вопросов промежуточной аттестации;
3.1.3.6. справочники, словари
и т.д.;
3.1.3.7. методические материалы для организации самостоятельной работы
обучающихся
3.2.
Виды и формы реализации образовательных программ с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.2.1. Школа реализует обучение или его часть с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в
предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их
сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся.
3.2.2. Педагог самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и
соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия
преподавателя с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных
образовательных технологий.
3.2.3. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения и
ДОТ, согласуется с директором МКУДО Кленовская ДШИ и утверждается руководителем с
учетом соответствия технических возможностей.
4. Организация образовательного процесса с использованием
дистанционных образовательных технологий в Школе
4.1. Организация дистанционного обучения в Школе основывается на следующих
принципах:
- принципах общедоступности обучения;
- принципах индивидуализации обучения;
- принципах помощи и наставничества;
- принципах адаптивности, позволяющих легко использовать учебные материалы в
современных и инновационных формах и видах, содержащих цифровые образовательные
ресурсы, в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию
различных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением
дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных
тестов, занятий удаленного доступа и др.;
- принципах гибкости, дающих возможность участникам образовательного процесса
работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
- принципах модульности, позволяющих использовать обучающемуся и
преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие
учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
- принципах оперативности и объективности оценивания учебных достижений
обучающихся.
4.2. Образовательный процесс при дистанционном обучении базируется на
использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет
обучающимся право свободного выбора интенсивности обучения.
4.3. Содержание образовательного процесса по системе дистанционного обучения в
Школе определяется образовательными программами, реализуемыми с помощью системы
дистанционного обучения, из числа разработанных программ преподавателями Школы.
4.4. Обучение в дистанционной форме может осуществляться в Школе по отдельным
предметам и курсам, включенным в учебный план реализуемых Школой дополнительных
образовательных программ в области искусств.
4.5. Право на получение дополнительного образования в дистанционной форме может
получить каждый обучающийся Школы, имеющий технические возможности выхода в
Интернет, обладающий высокой степенью мотивации к обучению с использованием
дистанционного обучения, активной самостоятельной познавательной деятельностью.
Обучающийся также должен уверенно владеть базовыми навыками работы с компьютерной
техникой и программным обеспечением (операционной системой, офисными приложениями
и т.п.), базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации
в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.);
4.6. Выбор предметов изучения с применением дистанционных образовательных
технологий осуществляется совершеннолетними обучающимися или родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся на основании их
письменного заявления с указанием причины перехода на обучение с применением
дистанционных образовательных технологий и по согласованию со Школой.
4.7. Перевод обучающихся, желающих получить дополнительное образование в
дистанционной форме по отдельным предметам и курсам, включенным в учебный план
реализуемых Школой дополнительных образовательных программ в области искусств
производится на основании приказа директора Школы, который издается в течение трех
последующих рабочих дней с момента подачи совершеннолетними обучающимися или
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся письменного
заявления.
При переводе обучающегося на дистанционное обучение родители (законные
представители) знакомятся с необходимыми дистанционными ресурсами.
4.8. Формами дистанционных образовательных технологий могут быть:
использование возможностей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
через e-mail, а также с использованием социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники»,
«Facebook», а также с применением мессенджеров «Viber», «WhatsApp»; организация,
проведение и участие обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
осуществление дистанционного обучения через официальный сайт Школы;
видеоконференции и on-line- трансляции; on-line-тестирования; интернет - уроки;
использование в образовательном процессе электронных дневников и журналов; интернетуроки; вебинары; skype-общение и skype-обучение; работа с электронными
образовательными ресурсами и электронными материалами (в том числе электронными
учебниками, видеозаписями, аудиозаписями, электронными обучающими пособиями с аудио
и видео приложениями, интерактивными обучающими ресурсами, компьютерными
презентациями и другими формами компьютерной демонстрации учебных материалов,
другими электронными источниками информации); контрольно-тестирующие комплексы и
иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам
связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования,
оргтехники.
Все необходимые для обучения учебные материалы и материалы, необходимые для
самостоятельной работы обучающихся, изготавливаются и передаются обучающимся в
печатном и/или электронном виде. Материалы могут содержать: методические
рекомендации для обучающегося по освоению учебного материала, особенностям и порядку
работы с ним; систему открытого планирования всех тем и разделов урока; последовательное
изложение
учебного
материала;
интерактивные
тесты;
учебно-методический
образовательный комплекс в электронном виде.
4.9. Образовательный процесс, реализуемый в дистанционной форме,
предусматривает: значительную долю самостоятельных занятий обучающихся, не имеющих
возможности ежедневного посещения занятий; регулярный систематический контроль и
учет знаний обучающихся.
4.10. Дистанционное обучение осуществляется преподавателем Школы,
реализующим программу учебного предмета, выбранную обучающимся, родителями
(законными представителями) обучающихся в качестве освоения в дистанционной форме.
4.11. Преподаватель, реализующий программу учебного предмета в дистанционной
форме, несет ответственность за качество дистанционного обучения; за выполнение
обязанностей, возложенных на него; контроль процесса дистанционного обучения, анализ
итогов дистанционного обучения; оказывает техническую и организационную помощь
обучающимся.
4.12. При реализации дополнительной образовательной программы в области
искусств (и/или учебного предмета дополнительной образовательной программы в области
искусств) Школа самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых
путем непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимся, а также
количества недельных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.
4.13. Оценка учебных достижений обучающихся, перешедших на дистанционную
форму образования, осуществляется по принятой в Школе системе пятибалльной системе
оценивания по каждому предмету учебного плана дополнительных образовательных
программ в области искусств.
4.14. При изучении в дистанционной форме одного или нескольких учебных
предметов, включенных в учебный план дополнительной образовательной программы в
области искусств, реализуемой Школой, для обучающихся организуются текущий контроль
знаний, промежуточная аттестация. Итоговая аттестация обучающихся, получивших
образование в результате дистанционного обучения, проводится в очной форме в
соответствии с Положением об итоговой аттестации обучающихся, разработанным Школой.
4.15. Обучающиеся, осваивающие программы учебного предмета дополнительной
образовательной программы в области искусств в дистанционной форме, имеют все права и
должны выполнять все обязанности, предусмотренные федеральным законодательством РФ,
а также Уставом школы наравне с обучающимися других форм обучения.
4.16. Обучающиеся, осваивающие программы учебного предмета дополнительной
образовательной программы в области искусств в дистанционной форме, могут принимать
участие во всех проводимых Школой творческих, культурно-просветительских и
методических мероприятиях.
4.17. Посещение аудиторных занятий соответствующего класса не является
обязательным для обучающихся по дистанционной форме.
4.18. Организация дистанционного обучения обучающихся, осваивающих
дополнительные образовательные программы в области искусств, реализуемые Школой,
осуществляется на безвозмездной основе.
4.19. Отчисление обучающегося с обучения в дистанционной форме производится на
основании письменного заявления совершеннолетнего обучающегося или родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося приказом директора
Школы.
5. Ресурсное и техническое обеспечение образовательного
процесса Школы с применением электронном обучении и
использованием дистанционных образовательных технологий
5.1. При реализации дополнительных образовательных программ в области искусств
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в
Школе должны быть созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения обучающихся.
5.2. Обучающиеся обязательно должны иметь дома компьютер или ноутбук или
смартфон, обеспеченный доступом к информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» с пропускной способностью, достаточной для организации образовательного
процесса и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам и
возможностью воспроизведения звуковых и видеофайлов, а также необходимое для
обучения программное обеспечение для доступа к удаленным серверам с учебной
информацией и рабочими материалами.
5.3. Школа предоставляет преподавателю, ответственному за подготовку
обучающихся по программе дистанционного обучения, учебную аудиторию, оснащенную
компьютером
или
ноутбуком,
обеспеченный
доступом
к
информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (локальной сетью с выходом в «Интернет», с
пропускной способностью, достаточной для организации образовательного процесса и
обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам), необходимым для
осуществления дистанционного образования аппаратно-программным комплексом и
программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной
информацией и рабочими материалами для участников образовательного процесса (в том
числе цифровые образовательные ресурсы, разработанные в Школе с учетом требований
федерального законодательства и настоящего Положения), web-камерой, при необходимости
микрофонами и звукоусилительной и проекционной аппаратурой, доступ к информационнотелекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам,
фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности,
необходимым для качественного осуществления образовательной деятельности.
5.5. Для организации дистанционного обучения детей с ОВЗ по зрению Школа
организует обучение через сайт Школы с применением версии для слабовидящих, при
наличии дополнительной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ.
6. Заключительные положения
6.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются
приказом руководителя Организации.
Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует
руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными
нормативными актами Организации.