1. Пояснительная записка Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» и срокам обучения по этой программе. Программа направлена на: выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте; создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства; приобретение детьми опыта творческой деятельности; овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира; подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства. Программа разработана с учетом: - обеспечения преемственности программы «Декоративно-прикладное творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства; -сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства. Целью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративноприкладное творчество» является воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; Задачами являются: -формировать у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; -формировать у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; -воспитать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; -формировать у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства; -выработать у обучающихся личностные качества, способствующие восприятию в достаточном объеме учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата. Условия реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» для детей, поступивших в МКУДО Кленовская ДШИ в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Срок освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного искусства, может быть увеличен на 1 год. Прием и отбор учащихся. При приеме на обучение по программе «Декоративно-прикладное творчество» образовательное учреждениепроводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненную творческую работу. Прием в МКУДО Кленовская ДШИ для обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» осуществляется в соответствии с Уставом МКУДО Кленовская ДШИ, порядком приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры РФ от 14.08.2013 г. №1145, а также с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области соответствующего вида искусства и срокам обучения по этим программам. Прием в МКУДО Кленовская ДШИ осуществляется на основании результатов отбора детей, проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или) физических данных, необходимых для освоения соответствующих образовательных программ в области соответствующего вида искусства. Порядок приема обучающихся для обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области соответствующего вида искусства: родители (законные представители) поступающего ребенка подают заявление на имя директора МКУДО Кленовская ДШИ, предоставляют копию свидетельства о рождении ребенка, копию документа, удостоверяющего личность подающего заявление родителя (законного представителя) ребенка; родители (законные представители) поступающего ребенка знакомятся с Положением, локальными актами Школы, условиями поступления и правилами отбора детей, другой информацией, связанной с приемом детей, размещенной Школой на своем информационном стенде и официальном сайте МКУДО Кленовская ДШИ; отбор детей проводится по конкретной образовательной программе в формах, устанавливаемых образовательным учреждением самостоятельно с учетом Федеральных государственных требований (просмотры, консультации и др.); для организации проведения отбора детей приказом директора МКУДО Кленовская ДШИ формируется комиссия (комиссии) по отбору детей из числа преподавателей Школы; зачисление учащихся на обучение на бюджетной основе производится приказом директора МКУДО Кленовская ДШИ на основании решения о результатах отбора, принимаемого комиссией по отбору детей на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, в пределах плановой цифры, устанавливаемой Учредителем. Продолжительность учебного года. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели. При реализации программы «Декоративно-прикладноетворчество» с дополнительным годом обучения продолжительность учебного года в пятом и шестом классах составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по шестой классы составляет 33 недели. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет летние каникулы устанавливаются: в первом классе – 13 недель, со второго по четвертый классы – 12 недель. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 6 лет в пятом классе устанавливаются каникулы объемом 12 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. МКУДО Кленовская ДШИ обеспечивает проведение пленэрных занятий в соответствии с графиком образовательного процесса. Занятия пленэром могут проводиться одну неделю в июне месяце или рассредоточено в различные периоды учебного года. Всего объем времени, отводимый на занятия пленэром, составляет 28 часов в год. Организация учебного процесса у обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» проводятся следующим образом: учебные предметы учебного плана и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МКУДО Кленовская ДШИ. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративноприкладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение по каждому учебному предмету. Внеаудиторная работа может быть использована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МКУДО Кленовская ДШИ. Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, хрестоматиями в области изобразительного и декоративноприкладного искусства, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по каждому учебному предмету. Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению администрации МКУДО Кленовская ДШИ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается Учреждением из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. Оценка качества реализации образовательной программы «Декоративно-прикладное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости Учреждения могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МКУДО Кленовская ДШИ. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются Учреждением самостоятельно на основании настоящих ФГТ. Учреждением разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются Учреждением самостоятельно. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями настоящих ФГТ, соответствовать целям и задачам программы «Декоративно-прикладное творчество» и её учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти. Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании настоящих ФГТ. Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов: Работа в материале; История народной культуры и изобразительного искусства; Рисунок; По итогам выпускных экзаменов выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Требования к выпускным экзаменам определяются Учреждением самостоятельно, как и критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с настоящими ФГТ. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе: знание исторических периодов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства во взаимосвязи с другими видами искусств, основных художественных школ; знание профессиональной терминологии, лучших образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства; знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; достаточный уровень владения средствами живописи и рисунка с использованием их изобразительно-выразительных возможностей; навыки исполнения работы по композиции; наличие кругозора в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Кадровый ресурс Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной образовательной программе. До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет. Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных ОП. Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в три года. Педагогические работники МКУДО Кленовской ДШИ должны осуществлять творческую и методическую работу. МКУДО Кленовская ДШИ обеспечивает условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Декоративно-прикладное творчество», использования передовых педагогических технологий. Финансовые условия реализации программы Финансовые условия реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» должны обеспечивать Учреждением исполнение настоящих ФГТ. Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по данным учебным предметам. Материально-техническая база Школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа искусств соблюдает своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений. Для реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя: выставочный зал (по заключенному Договору безвозмездной аренды с ЦКиД с.Кленовское»); библиотеку; помещения для работы со специализированными материалами (фильмотеку, просмотровый класс); мастерскую; учебные аудитории для мелкогрупповых занятий. МКУДО Кленовская ДШИ должно иметь натюрмортный фонд и методический фонд. В случае реализации Учреждением в вариативной части учебных предметов «Компьютерная графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами и соответствующим программным обеспечением. Материально-техническая база МКУДО Кленовская ДШИ соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», оснащены видеооборудованием (проектор и экран, видеомагнитофон, телевизор), учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями. В МКУДО Кленовская ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта натюрмортного и специального учебного оборудования. Школа также обеспечивает участие обучающихся в выставках и художественно-творческих конкурсах различных уровней (от муниципальных до всероссийских). 2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» Основные позиции В результате освоения программы (сроком обучения 5лет, а также с дополнительным годом обучения) происходит целостное художественноэстетическое развитие личности. Минимум содержания программы «Декоративно-прикладное творчество» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков. Результатом освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях: в области художественного творчества: - знания основных видов народного художественного творчества; -знания терминологии в области декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - умения грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира; - умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; - умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла; - навыков копирования лучших образцов различных художественных ремесел; - навыков работы в различных техниках и материалах; - навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены; - навыков подготовки работ к экспозиции; в области пленэрных занятий: - знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами; - знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; - умения изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность; - умения применять навыки, приобретенные на учебных предметах «рисунок», «живопись», «композиция»; в области истории искусств: - знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства; - первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; - умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности. - навыков техники работы над эскизом с подробной проработкой деталей; Результаты освоения программы «Декоративно-прикладное творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать: Основы изобразительной грамоты и рисование: знание различных видов изобразительного искусства; знание основных жанров изобразительного искусства; знание основ цветоведения; знание основных выразительных средств изобразительного искусства; знание основных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричностидецентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии; умение работать с различными материалами; умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения; навыки передачи формы, характера предмета; наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения; наличие образного мышления, образной памяти, эстетического отношения к действительности. Прикладное творчество: знание основных понятий и терминологии в области декоративноприкладного искусства и художественных промыслов; знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; умение работать с различными материалами; умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; умение изготавливать игрушки из различных материалов; навыки заполнения объемной формы узором; навыки ритмического заполнения поверхности; навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения. Лепка: знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»; знание особенностей работы с пластическими материалами; умение воспринимать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму; умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов; умение создавать работы с натуры и по памяти; умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи; навыки конструктивного и пластического способов лепки. Рисунок: знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы; умение использовать приемы линейной и воздушной перспективы; умение моделировать форму предметов тоном; умение последовательно вести длительную постановку; умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях; умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; навыки владения линией, штрихом, пятном; навыки выполнения линейного и живописного рисунка; навыки передачи фактуры и материала предмета; навыки передачи пространства средствами штриха и светотени. Живопись: знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; знание разнообразных техник живописи; знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя; умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; навыки использования основных техник и материалов; навыки последовательного ведения живописной работы. Композиция прикладная: знание основных элементов композиции, закономерностейпостроения художественной формы; знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте) в композиционных работах; умение находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу; умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; навыки по созданию композиционной художественно-творческой работы. Работа в материале: знание физических и химических свойств материалов, применяемых при выполнении изделий декоративно-прикладного творчества; умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов; навыки копирования лучших образцов различных художественных ремесел; навыки работы в различных техниках и материалах. Беседы об искусстве: сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства; знание особенностей языка различных видов искусства; первичные навыки анализа произведения искусства; навыки восприятия художественного образа. История народной культуры и изобразительного искусства: знание основных этапов развития изобразительного искусства; знание основных видов народного художественного творчества, его особенностей, народных истоков декоративно-прикладного искусства; знание основных понятий изобразительного искусства; знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве; знание основных центров народных художественных промыслов; умение определять в произведении изобразительного искусства основные черты художественного стиля, выявлять средства выразительности; умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников; навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств; навыки анализа произведения изобразительного искусства. Пленэр: знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения; знание способов передачи большого пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости; умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа; умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция; умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами; навыки восприятия натуры в естественной природной среде; навыки передачи световоздушной перспективы, работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей. 3. Учебный план В дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области декоративно-прикладного искусства «Декоративноприкладное творчество» входят следующие учебные предметы: Учебные предметы обязательной части ПО.01. «Художественное творчество» (срок обучения 5 лет): - Рисунок, - Живопись, - Композиция прикладная, - работа в материале. Учебные предметы обязательной части ПО.02. «История искусств» (срок обучения 5 лет): - Беседы об искусстве, - История народной культуры и изобразительного искусства. Учебные предметы обязательной части ПО.03. «Пленэрные занятия» (срок обучения 5 лет): - Пленэр Учебный план программы «Декоративно-прикладное творчество» предусматривает следующие предметные области (обязательной части): -Художественное творчество -История искусств; -Пленэрные занятия; и разделы: - Консультации; - Аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов. При реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» со сроком обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2208,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП): ПО.01.Художественное творчество: УП.01.Рисунок – 396 часов, УП.02.Живопись – 396 часов, УП.03.Композиция прикладная – 165 часов, УП.04.Работа в материале – 792 часа; ПО.02.История искусств: УП.01.Беседы об искусстве – 49,5 часа, УП.02.История народной культуры и изобразительного искусства – 198 часов; ПО.03.Пленэрные занятия: УП.01.Пленэр – 112 часов. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков. Учебные предметы вариативной части определяются МКУДО Кленовская ДШИ самостоятельно. Объем времени вариативной части, предусматриваемый Учреждением на занятия обучающихся с присутствием преподавателя, может составлять до 20 процентов от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия. При формировании вариативной части, а также введении в данный раздел индивидуальных занятий необходимо учитывать исторические, национальные и региональные традиции подготовки кадров в области декоративноприкладного искусства, а также имеющиеся финансовые ресурсы, предусмотренные на оплату труда педагогических работников. При реализации учебных предметов обязательной и вариативной частей предусматривается объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. 4. График образовательного процесса по программе в искусства «Декоративно-прикладное области декоративно-прикладного творчество». Утверждаю: Директор МКУДО Кленовская ДШИ Бажутина Л.В. 31.08.2015 г. Годовой календарный учебный график на 2015/2016 учебный год Учебное время 1 сентября – 1 ноября (9 учебных недель) Каникулы 02 ноября – 08 ноября (7 дней) 2 четверть 9 ноября – 30 декабря (7 учебных недель) 31 декабря – 10 января 2016 г. (11 дней) 3 четверть 11 января – 19 марта (10 учебных недель) 20 марта – 27 марта (9 дней) 4 четверть 28 марта – 31 мая (9 учебных недель) 01 июня – 31 августа (3 месяца) 1 четверть Всего учебных недель – 35 Каникулы – 30 дней Дополнительные каникулы в 1-х классах с 08 февраля по 14 февраля. Реализация программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается консультациями для обучающихся, которые проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в следующем объеме: 123 часа при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 145 часов с дополнительным годом обучения; 100 часов при реализации ОП со сроком обучения 5 лет и 122 часа с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул. 5. Перечень программ учебных предметов по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» Программы учебных предметов обязательной части ПО.01. «Художественное творчество»: 1. Программа учебного предмета «Рисунок»; 2. Программа учебного предмета «Живопись»; 3. Программа учебного предмета «Композиция прикладная»; 4. Программа учебного предмета «Работа в материале». Программы учебных предметов обязательной части ПО.02. «История искусств»: 1. Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»; 2. Программа учебного предмета «История народной культуры и изобразительного искусства». Программа учебного предмета обязательной части ПО.03. «Пленэрные занятия»: - Пленэр. Программы учебных предметов вариативной части В.00. «Вариативная часть»: 1. Программа учебного предмета «Прикладное творчество»; 2. Программа учебного предмета «История народных художественных промыслов»; 3. Программа учебного предмета «Скульптура»; 4. Программа учебного предмета «Основы дизайн-проектирования»; 6. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебных творческих работ. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании МКУДО Кленовская ДШИ. Оценка «отлично» ставится при демонстрировании высокого уровня приобретенных знаний, умений и навыков в практической и теоретической частях выпускных экзаменов. Оценка «хорошо» выставляется при достаточно полном уровне приобретенных знаний, умений и навыков в практической и теоретической частях выпускных экзаменов. Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом уровне демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков в практической и теоретической частях выпускных экзаменов. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся показывает незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных знаний, умений и навыков в практической и теоретической частях выпускных экзаменов. Требования к выпускным экзаменам определяются Учреждением самостоятельно, что закреплено в Положении и содержании фондов оценочных средств. 7. Программа творческой, методической и культурнопросветительской деятельности Организация творческой деятельности учащихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» направлена на выявление и развитие одаренных детей в области декоративноприкладного искусства. Организация программы творческой деятельности осуществляется путем проведения различного рода творческих мероприятий. Программа творческой деятельности обучающихся включает в себя: - участие в конкурсах различного уровня (школьного, регионального, всероссийского и международного); - участие в творческих выставках школы, РМО ДШИ Нижнесергинского района. Организация методической деятельности учащихся направлена на формирование навыков работы с научно-методической литературой, эпистолярными источниками и библиотечными архивами. Методическая деятельность также включает в себя написание рецензий на посещение культурного (творческого) мероприятия, концерта, выставки, мастер-класса. Кроме этого, в программу методической деятельности входит участие учащихся в семинарах, мастер-классах, форумах, конференциях в различных формах (в качестве докладчика, в качестве слушателя, форма тезисов, с иллюстративным материалом). Культурно-просветительская деятельность учащихся осуществляется через участие в фестивалях, олимпиадах, мастер-классах и творческих вечерах, через посещения учащимися учреждений культуры (филармонии, выставочных и концертных залов, театров, музеев и др.), а также организацию культурнопросветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств и другими образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области декоративно-прикладного, изобразительного искусства и другими социальными партнерами.