Подготовительный класс «Теремок»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеразвивающая программа «ТЕРЕМОК», предназначенная для детей дошкольного
возраста (4 – 6 лет), разработана преподавателями МКУДО Кленовская ДШИ с учетом
Рекомендаций Министерства культуры России от 19 ноября 2013 г. №191-01-39/06 – ги по
организации
образовательной
и
методической
деятельности
при
реализации
общеразвивающих программ в области искусств.
Данная программа является первым этапом обучения детей искусству, так называемое
раннее эстетическое воспитание. При её разработке и реализации учитывались возрастные и
психо-физические особенности детей дошкольного возраста.
Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является
формирование
мировосприятия
ребенка,
ориентированного
его
развития
на
общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих
развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе
продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка
появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки,
основы его будущей профессии. Достижение ребенком необходимого уровня эстетического
развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в
которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в
стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и
аргументировано
свойствами
быстро
развивающейся
личности
ребенка,
его
психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей
информации различного уровня, к способности её практического освоения.
Актуальность и назначение данной программы заключается в обучении, воспитании,
развитии каждого участника образовательного процесса, в приобщении учащихся ко всем
видам деятельности, в выявлении более одаренных детей и выявление творческой среды
для их дальнейшей специализации.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что формирование музыкальноэстетических навыков является частью общего развития ребёнка. Музыкально-звуковые
понятия невозможно вводить без ознакомления детей с явлениями окружающего мира, без
образного и абстрактного мышления, краткосрочной и долгосрочной памяти. Поэтому
занятия с детьми носят комплексный характер, включают формирование общих предметных
знаний, умений, навыков. Основной формой обучения дошкольников являются занятия.
Цель программы:
Формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих
способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области
искусств.
Задачи программы:
 формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих
ценностях у детей;
 формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
 формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи,
декоративно-прикладном искусстве, театре, хореографии;
 выявление и развитие творческих способностей детей;
 создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в
творческую игровую деятельность;
 развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
 развитие социально-коммуникативных навыков детей.

Прием на обучение по Программе осуществляется по заявлению родителей (законных
представителей) в порядке, установленном локальным актом МКУДО Кленовская ДШИ.

Проведение каких-либо форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме не
предусмотрено.
Минимум содержания общеразвивающей программы
Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств «Теремок»
(раннее эстетическое развитие) обеспечивает развитие значимых для образования,
социализации,
самореализации
подрастающего
поколения
интеллектуальных
и
художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Данная программа реализуется посредством:
 личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовнонравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной
личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро
меняющегося мира;
 познавательного действия (общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем);
 вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития
личности;
 обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области
того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития
творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального и изобразительного искусства
«Теремок» на обучение по предпрофессиональной программе в области музыкального
или изобразительного искусства.
При реализации данной общеразвивающей программы МКУДО Кленовская ДШИ
устанавливает самостоятельно:
 планируемые результаты освоения образовательной программы;
 график образовательного процесса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Приобщение подрастающего поколения к музыкальному и изобразительному искусству,
постижение основ предусматривается при реализации данной программы посредством
аудиторных занятий. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые
занятия).
Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 6 человек.
Продолжительность академического часа устанавливается в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденными
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014 N 41.
Учебные планы разработаны МКУДО Кленовская ДШИ самостоятельно с учетом
пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних, графика
образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в
МКУДО Кленовская ДШИ.
Учебные планы определяют перечень, последовательность изучения учебных предметов
по учебным полугодиям, формы итоговых занятий, объем часов по каждому учебному
предмету.

Учебный план включает предметы художественно-эстетической направленности «Музыка», «Изобразительное искусство» и общеразвивающий предмет «Иностранный
язык» (английский).

№

Наименование предмета

п/п

Количество занятий
Часы в неделю

В учебный год

1.

Изобразительное искусство (рисование, лепка)

1,5

32

2.

Музыка

0,75

32

3.

Иностранный язык (английский)

0,5

32

Всего

2, 75

По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая аттестации,
оценки не выставляются. Документ об обучении не выдается.
По окончании обучения по Программе ребенок может по желанию родителей (законных
представителей) приступить к освоению дополнительных предпрофессиональных
общеобразовательных программ в области музыкального или изобразительного искусства.
Занятия проводятся в группах, сформированных по возрасту обучающихся. Количество
детей в группах в среднем 6-8 человек. Занятия проводятся в следующих формах:
 урок,
 открытый урок,
 концерт,
 праздник.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 урока в учебный день. Продолжительность
одного урока – 30 мин., английского – 20 мин. Перерыв между уроками - 10 минут.
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут
преподаватели по соответствующим предметам, прошедшие в установленном
законодательством РФ порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Для детей в Школе организован питьевой режим.
В целях контроля качества результатов реализации Программы, в течение учебного
года проводится не менее двух открытых уроков для родителей, не менее двух выставок
художественных работ обучающихся, не менее двух праздников/концертов, на которых в
творческой, игровой форме представляются формы и результаты работы с детьми.

Продолжительность учебного года составляет 32 недели. Учебный процесс организуется
по четвертям, разделенными каникулами. Конкретные даты начала и окончания учебных
полугодий, зимних каникул ежегодно устанавливаются календарным учебным графиком,
утверждаемым педагогическим советом и приказом директора Школы.
Планируемые результаты освоения
обучающимися учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Результатом освоения общеразвивающей программы в области изобразительного
искусства, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
 названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их
смешивания;
 применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
 название материалов и инструментов и их назначение;
 правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие
движения;
 пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски,
восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
 определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
 получать простые оттенки (от основного к более светлому);
 рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
 рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные
особенности (форму, строение, цвет);
 изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
 лепить разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным,
от общей формы к частным деталям, по представлению и с натуры.
 лепить предметы, передавая их характерные особенности, выразительные черты.
 обрабатывать поверхность при помощи пальцев и стекой, украшать рельефными и
прочими способами.
 передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.
Планируемые результаты освоения
обучающимися учебного предмета
«Музыка»
 правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
 умение собраться и сосредоточиться на процессе пения;
 петь простые мелодии в медленном и средних темпах;
 использовать активную артикуляцию;
 различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука.
 игра на детских шумовых инструментах
 развитие чувства ритма, памяти, внимания;
 развитие координации движений и ориентации в пространстве;
 формирование умения согласовывать движения с музыкой и воплощать музыкально
- двигательный образ;
 развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности;
 воспитание организованности, инициативности и самостоятельности.

Планируемые результаты освоения
обучающимися учебного предмета
«Английский язык»






в результате изучения английского языка словарный запас детей к концу второго
года обучения должен составить около 100 слов;
речевые образцы: 15-17 выражений утвердительного, отрицательного и
вопросительного типа.
уметь рассказать о себе, семье, игрушке в 4-6 предложениях;
построить диалог по 3-4 реплики от ребенка;
рассказать стихотворение и спеть песенку на английском языке
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Раннее эстетическое
развитие» МКУДО Кленовская ДШИ руководствуется Санитарно- эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N41, противопожарным
нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего ремонта
учебных помещений.
Для реализации Образовательной Программы необходимый перечень учебных
аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения
включает в себя:
 кабинет для групповых занятий, оснащенный учебной мебелью (досками, столами,
стульями, стеллажами, шкафами).
 концертный зал для проведения массовых праздников площадью 120 кв.м;
 кабинет для занятий изобразительным творчеством, оборудованный раковиной для
мытья рук с подведением холодной воды;
 библиотеку;
 технические средства обучения (фотоаппараты, мультимедийное и проекционное
оборудование, фортепиано);
 дидактические материалы;
 гардероб для верхней одежды детей.
Кадровое обеспечение:
Преподаватели имеют среднее профессиональное и высшее образование,
соответствующее профилю преподаваемого предмета;
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 32
недели – реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических
работников направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую
работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.
Реализация общеразвивающей программы обеспечивается учебно-методической
документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами занятий,
аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
Библиотечный фонд МКУДО Кленовская ДШИ укомплектован печатными и
электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по всем учебным предметам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».