УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖНЕСЕРГИНСКОГО МР
МКУДО КЛЕНОВСКАЯ ДШИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАМММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«РИСУНОК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
РИСУНОК
Кленовское
2015
1
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Педагогическим советом
приказом директора
МКУДО Кленовская
МКУДО Кленовская
ДШИ
ДШИ
МКУДО Кленовская
ДШИ
Протокол
Протокол
Бажутиной Л.В.
№ 1 от 31.08.2015
№ 01 от 31.08.2015
№ 51-О/д от 31.08.2015
Составитель:
Исламова Регина Ильдусовна, преподаватель по классу
изобразительного искусства
Рецензент:
Бажутина Л.В. – директор МКУДО Кленовская ДШИ, преподаватель
высшей квалификационной категории, искусствовед, руководитель РМО
преподавателей Нижнесергинского муниципального района
2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Пояснительная записка.
- Характеристика и место предмета, его место и роль в образовательном
процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени предусмотренный учебным
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
планом
-Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
-Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
2. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования. Содержание разделов и тем
- Требования к уровню подготовки учащихся
4. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
- Критерии оценки
5. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;
6. Список литературы
- Список методической литературы
- Список учебной литературы
- Средства обучения
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с
учетом федеральных требований к дополнительной общеразвивающей
образовательной программе в области изобразительного искусства
«Рисунок».
Рисунок – основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе
художественного образования рисунок является основополагающим учебным
предметом. Учебный предмет «Рисунок» являет собой систему обучения и
воспитания с последовательным получением знаний, умений и навыков.
Данная программа включает в себя, как теоретические основы
академического рисунка, так и задания практического характера,
направленные на закрепление полученных знаний.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета составляет 1
Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
учебный
год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 1 год составляет 99 часов,
в том числе аудиторные занятия – 66 часов, самостоятельная работа – 33
часа.
Сведения о затратах учебного времени и графике
промежуточной аттестации.
Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 1 год
Вид учебной работы, аттестации,
учебной нагрузки
Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации
Классы
Всего часов
8
Полугодия
1
2
Аудиторные занятия
32
34
66
Самостоятельная работа
16
17
33
Максимальная учебная нагрузка
48
51
99
Вид промежуточной аттестации
Технический
зачет,
просмотр
Технический
зачет,
просмотр
4
Форма проведения учебных занятий
Учебные занятия по учебному предмету «Рисунок» проводятся в форме
аудиторных занятий, самостоятельной работы и консультаций. Занятия по
учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 2 до 6 человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального
подходов.
Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету
«Рисунок» общеразвивающей программы «Рисунок» со сроком обучения 1
год составляет:
- аудиторные занятия – 2 часа в неделю
- самостоятельные занятия – 1 час в неделю.
Самостоятельная работа может быть использована на выполнение домашнего
задания учащимися, посещение ими учреждений культуры, участие в
творческих мероприятиях, конкурсах и культурно- просветительской
деятельности образовательного учреждения.
Консультации поводятся с целью подготовки учащихся к просмотрам,
творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут
проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: художественно-эстетическое развитие личности учащегося, раскрытие
творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
художественно- исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков
по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей для поступления
в
образовательные
учреждения,
реализующие
профессиональные
образовательные программы в области изобразительного искусства
Задачи:
1. Приобретение умений изображать графическими средствами с натуры и по
памяти предметы окружающего мира;
2. Формирование навыков передачи объёма и формы, четкой конструкции
предметов, передачи их материальности, фактуры;
3. Знакомство учащихся с особенностями изображения человека и предметов
окружающего пространства.
5
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются федеральные требования к
дополнительной общеразвивающей образовательной программе в области
изобразительного искусства «Рисунок», отражающие все аспекты работы
преподавателя с обучающимися.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение материала по году обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
Методы обучения учащихся
Для достижения поставленной цели и
используются следующие методы обучения:
реализации
задач
предмета
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный
впечатления).
(подбор
ассоциаций,
образов,
художественные
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей
образовательной программы являются наиболее продуктивными для
реализации педагогических целей и задач предмета и в основе их лежат
проверенные методики и сложившиеся традиции преподавания основ
академического рисунка.
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Все учащиеся имеют открытый доступ к наглядным фондам школьной
библиотеки. В самостоятельной работе учащиеся пользуются возможностями
СМИ и Интернета, имея своей целью изучение дополнительного материала к
академическим заданиям.
6
Фонд
школьной
библиотеки
укомплектовывается
печатными
и
электронными печатными изданиями основной и дополнительной учебнометодической литературы по изобразительному искусству, мировой
художественной культуры.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся
традиций академической школы обучения рисунку, а также принципов
наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы
учебного предмета» Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей
учащихся и учетом особенностей их объёмно-пространственного мышления.
Структура подачи заданий построена на усложнении от темы к теме, и
каждое последующее задание строится на опыте, полученном на
предыдущем занятии. Предлагаемые темы носят характер рекомендаций и
могут быть изменены по усмотрению преподавателя с сохранением уровня
сложности и не могут быть ниже заявленных.
Главной
формой
обучающего
процесса
является
длительный
конструктивный рисунок, целью которого является длительное наблюдение
за натурой и ее внимательный анализ. Вместе с тем для развития и
постановки руки учащимися выполняются наброски и зарисовки с натуры.
Эти задания имеют своей задачей развитие наблюдательности и зрительной
памяти учащихся и как следствие глубокое овладение искусством рисунка.
На первых занятиях, выполняя зарисовки и наброски, у учащихся
развиваются навыки работы с графическими материалами и формируются
первоначальные представления о натуре, анатомии человека. Учащиеся
знакомятся с понятиями свето-теневых отношений. Постепенно учащиеся
приобретают все более глубокие знания основ пластической анатомии
человека и формируются навыки вести рисунок последовательно, на
завершающем этапе учащиеся знакомятся с особенностями рисования головы
человека, осваивают правила линейного и тонального построения головы
человека.
7
Учебно-тематический план
№
Тема
Вид учебного
занятия
Общий объем времени, час.
Макс.учебная
нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные
занятия
I полугодие
Раздел 1.
Пластическ
ая анатомия
человека
1.1.
Скелет
человека
урок
1.2.
Мышцы
человека
урок
6
2
4
6
2
4
Раздел 2.
Линейный
рисунок
2.1.
Зарисовки
частей лица и
головы
человека
Урок
18
6
12
2.2.
Зарисовки
фигуры
человека
Урок
18
6
12
48
18
32
II полугодие
Раздел 3.
Линейноконструктив
ный рисунок
3.1.
Рисунок
гипсового
черепа
человека
Урок
12
4
8
3.2.
Рисунок
гипсовых
частей головы
(нос, губы,
глаз, ухо)
урок
12
4
8
8
Раздел 4.
Тональный
длительный
рисунок
4.1.
Рисунок
гипсовой
головы
(обрубовка) в
¾
Урок
12
4
8
4.2.
Рисунок
античной
гипсовой
головы
Урок
15
5
10
51
17
34
99
33
66
Итого:
Содержание разделов и тем
I полугодие
Раздел 1. Пластическая анатомия человека.
1.1.
1.2.
Тема: «Скелет и череп человека».
Строение опорно-двигательного аппарата человека и его пластика.
Скелет человека, его отделы, функции. пластическая анатомия скелета
туловища и конечностей. Особенности формы скелета и
формообразование тела человека. Форма костей, костная ткань,
распределение ткани в кости. Состав скелета малых форм и соединение
костей в них. Пластика всех отделов скелета. Пластическая анатомия
черепа. Общая характеристика скелета головы, форма черепа, его
формообразование, пластика. Влияние пластики на форму головы,
внешность человека.
Самостоятельная работа: выполнение и анализ графических схем
строения скелета человека во фронтальной плоскости, описательный
анализ движения в двух-трех суставах. Выполнение и анализ
графических схем строения скелета туловища с обозначением костей,
их соединений и пластических точек. Выполнение и анализ
графических схем строения скелета конечностей с обозначением
костей, их соединений и пластических точек.
Мышечная система человека. Пластическая анатомия мышц
туловища и конечностей.
Общее понятие о мышечной массе, ее формообразование. Ткань,
составляющая мышцы, строение мышцы. Поверхностные группы
мышц по малым формам: мышцы груди, живота, спины. Мышцы
9
верхних конечностей: плечевого пояса, свободной верхней конечности.
Мышцы нижних конечностей: тазового пояса, свободной нижней
конечности. Подкожно-жировая клетчатка и ее влияние на пластику
фигуры человека. Общие сведения об анализе положений
человеческого тела и особенностей рельефа в разных положениях.
Пластическая анатомия мышц головы и шеи. Мышцы головы и
особенности их строения и распределения на группы (мышцы
мимические и жевательные). Названия мышц и их расположение.
Мышцы шеи, их название и расположение. Анализ работы мышц по
мимике человека. Пластика деталей лица и кожи. Особенности деталей
лица и кожи. Пластические точки лица. Пластика бровей, глаз, ресниц,
носа, ушей, и губ. Кожа лица, подкожная жировая клетчатка, пластика
кожи.
Самостоятельная работа: выполнение схематических зарисовок
скелета графическими материалами во фронтальной плоскости и
зарисовка на ее основе поверхностных мышц с указанием пластических
точек. Подбор иллюстраций и анализ (графический и описательный)
пластики фигур в разных положениях. Анализ пластики лица на
примерах портретной живописи, портретной фотографии, иллюстраций
в журналах. Анализ индивидуальных особенностей внешности. Подбор
иллюстраций и графический анализ пластики лица, мимики, работы
мимических морщин.
Раздел 2. Линейный рисунок
2.1. Зарисовки частей лица и головы человека.
Общее знакомство с канонами пропорций и пластикой лица и головы
человека. Фома лица, его пластика, соотношение деталей лица.
Положение слезной линии, лини рта. Элементы лица, влияющие на
пропорции: переносица, прикус, ортогнатие, прогнатие. Норма,
профильный/лицевой угол, ширина/высота лица, ось расположения
ушей и спинки носа, линия подбородка, дуга и угол нижней челюсти.
Средние данные пропорции лица.
Самостоятельная работа: выполнение схематических зарисовок
графическими материалами по порциям лица и его отдельных частей.
2.2. Зарисовки фигуры человека.
Знакомство с понятием канона. Единицы измерения в разное время и в
наши дни. Закон «золотого сечения» в пластической анатомии.
Средние пропорции мужских и женских фигур. Возрастные изменения
пропорций фигуры человека. Влияние осанки на фигуру человека.
Типы конституции человека (лигосом, атлет, пикник). Типы
телосложения (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный).
10
Самостоятельная работа: зарисовки графическими материалами ко
всем изученным понятиям, подбор иллюстраций с последующим
анализом.
Раздел 3. Линейно-конструктивный рисунок.
3.1. Рисунок гипсового черепа человека.
Рисование черепа человека в разных поворотах на уровне глаз с учетом
пластических и конструктивных особенностей. Пропорции и
симметричность.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок головы человека с
натуры в разных ракурсах и разной высоты относительно уровня глаз.
Ватман А3, графические материалы.
3.2. Рисунок гипсовых частей головы (нос, губы, глаз, ухо).
Рисование гипсовых частей головы на уровне глаз учащегося.
Знакомство с конструктивными особенностями частей лица
(призматический характер носа, шарообразность глазного яблока).
Самостоятельная работа: зарисовки частей головы с натуры. Ватман
А3, графические материалы.
Раздел 4. Тональный длительный рисунок
4.1. Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в ¾.
Рисование головы человека (обрубовка) в повороте ¾. На уровне глаз
учащихся. Изображение конструктивной основы головы человека, ее
симметричной формы, частей с учетом перспективы. Передача объёма
с использованием свето-теновой моделировки.
Самостоятельная работа: конструктивный рисунок обрубовки по
памяти. Графические материалы, ватман А3.
4.2. Рисунок античной гипсовой головы.
Рисование гипсовой головы с учетом всех
особенностей
академического рисунка: компоновка, конструктивное построение,
свето-теневая моделировка, обобщение.
Самостоятельная работа: автопортрет графическими материалами,
ватман А3.
11
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение
учащимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание понятий о пропорции, «золотом сечении», пластической анатомии
человека;
- владение знаниями о законах построения конструктивного рисунка;
- владение знаниями о свето-теневой моделировке при рисовании человека;
- умение использовать приемы построения линейного рисунка;
- умение последовательно вытраивать работу над академическим рисунком;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки выполнения линейно-конструктивного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи объёма средствами штриха и светотени.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Объективное управление учебным процессом невозможно без включения
блока по проверке знаний, умений и навыков учащихся. Именно через
контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующие
функции.
Видом контроля по учебному предмету «Рисунок» является промежуточная
аттестации..
Виды и формы промежуточной аттестации:
- технический зачет – проводится в счет аудиторного времени.
- творческий просмотр – проходит во внеурочное время.
Критерии оценок
По результатам промежуточной аттестации
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
выставляются
оценки:
Оценка 5 – «Отлично» предполагает:
- самостоятельный выбор формата
- правильную компоновку на листе;
12
- последовательное, грамотное, аккуратное ведение работы;
- умелое использование
графического материала;
выразительных
особенностей
применяемого
- владение на должном уровне линией, пятном, штрихом;
- умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в работе;
- умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
- наличие всех академических работ за полугодие.
Оценка 4 – «Хорошо» допускает:
- некоторую неточность в компоновке;
- небольшие недочеты не влияющие на конструктивное построение;
- незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как
следствие, незначительные ошибки при передаче тональных отношений;
- некоторую дробность и небрежность рисунка.
Оценка 3 – «Удовлетворительно» предполагает:
- грубые ошибки в компоновке;
- отсутствие умений вести рисунок самостоятельно;
- неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки
в построении и тональном решении рисунка;
- однообразное использование графических приемов для решения разных
задач;
- незаконченность, неаккуратность, небрежность при выполнении рисунка.
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме
практических занятий на основе анализа натуры с изучением теоретических
основ академического подхода при рисовании. Рисование с натуры идет
наравне с зарисовками и набросками по памяти и представлению.
Выполнение каждого задания рекомендуется сопровождать практическими
действиями
со
стороны
преподавателя,
демонстрацией
лучших
общепризнанных образцов мировой известности, наилучшими работами
учащихся предыдущих лет. И все же приоритетная роль отводится
демонстрацией преподавателем приемов и порядка ведения работы.
Проведение мастер-классов.
13
На начальном этапе обучения должно преобладать подробное изложение и
пояснение целей и задач занятия, раскрытие практических приемов их
достижения для более грамотного выполнения учащимися практической
работы. По мер усвоения программы от учащихся требуется не только
отработка технических приемы, но и развитие эмоционального отношения к
выполняемой работе.
Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает наличие в
методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнение
по
каждой теме занятия, что способствует более глубокому освоению учебного
предмета учащимися.
Активное использование учебно—методических материалов необходимо
учащимся для более успешного восприятия содержания учебной программы.
Рекомендуемые учебно-методические материалы: учебные пособия,
презентация тематических заданий курса рисунка, учебно-методические
разработки для преподавателей, методические разработки к практическим
занятиям для учащихся, учебно-методические пособия для самостоятельной
работы учащихся, варианты и методические материалы по выполнению
контрольных и самостоятельных работ.
Технические и электронные средства обучения: электронные учебники и
учебные пособия, обучающие компьютерные программы, контролирующие
компьютерные программы, видеофильмы.
Справочные и дополнительные материалы: нормативные материалы,
справочники, словари, глоссарий, альбомы, ссылки из Интернет на
источники информации, материалы для углубленного изучения.
Такой практико-оринентированный комплекс учебных и учебнометодических пособий позволит обеспечить эффективное руководство
деятельностью учащихся по приобретению ими практических умений и
навыков на основе теоретических знаний.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Обучение рисованию человека должно проводиться с обязательным
выполнением самостоятельной работы учащимися. Каждое программное
задание предполагает выполнение сложной поисковой и аналитической
работы, а также практических усилий по темам занятий. Задания для
самостоятельной работы должны быть адекватными возрастным
возможностям учащихся и соразмерны учебным по временным затратам.
Регулярность выполнения самостоятельных работ должна контролироваться
педагогом и оказывать влияние на конечную оценку учащегося.
Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с
участием учащихся с целью развития в них аналитических способностей и
умения прогнозировать и видеть свои ошибки.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
6.
Список методической литературы
1. Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961 г.
2. Костерин
Н. учебное рисование: Учебное пособие для учащихся
педагогических училищ по специальности № 2002 «Дошкольное
воспитание», № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» - 2-е изд.,
перераб. – М.: Просвещение, 1984 г.
3. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.:
Эксмо, 2010.
4. Лушников Б. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства: учеб.
Пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Изобраз.
искуство»/ Б.Лушников, В. Перцов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
5. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на
занятиях по рисунку: Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед.интов. – М.: Просвещение, 1986.
Основы академического рисунка. 100 самых важных правил
секретов/авт.-сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест,2010.
6.
и
7. Рисунок. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Под
ред. А. Серова. – М.: Просвещение, 1975
8. Ростовцев Н. Учебный рисунок: Учебник для учащихся пед. училищ по
спец. 2003 «Преподавание черчения и изобразительного искусства». 2-е изд.,
перераб. М.: Просвещение,1985.
9. Учебный рисунок: учебное пособие / Институт живописи, скульптуры и
архитектуры им. И.Е. Репина академия Художеств СССР. Под ред. В.
Королева. – М.: Изобраз. искусство,1981.
10. Фигура человека. Школа рисования. Основы техники изображения. М.,
М., 2005
11. Рисунок. Техника рисования фигуры человека в движении. Сост.
Л.Гордон. М., ЭКСМО, 2001
12. Графика. Подробный практический курс. Серия-Школа рисования. М.,
Мир книги, 2006.
15
Список учебной литературы
1. Ли Н. Основы учебного академического рисунка. –
2. Ли Н. Голова человека.
Список электронной учебной литературы
1. Быстрый рисунок. Набросок.
2. Виды набросков.
3. Возможности графических материалов.
4. Зарисовки растений
5. Последовательность рисунка гипсовой головы.
6. Рисунок гипсовой головы.
7. Рисунок головы в живых моделях.
8. Рисунок частей лица.
9. Как стилизовать растения.
10. Натюрморт на пленэре.
Средства обучения
Материальные: учебные аудитории, наглядные пособия, натюрмортный
фонд, мебель.
Наглядно-плоскостные:
учащихся,
наглядно-методические таблицы, фонд работ
Демонстрационные: муляжи, чучела животных и птиц, гербарии, гипсовые
модели.
Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы.
Аудивизуальные: видео-презентации, учебные кинофильмы.
16