Декоративно-прикладное творчество 4 г о

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Рабочая программа по предмету
ПО.01 УП.04. РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТКАЧЕСТВО.
(при 4-летнем сроке обучения)

с. Кленовское
2017

«Одобрено»
Методическим советом МКУДО
Кленовская ДШИ
Дата рассмотрения:
«_ _»
2015 г.

«Утверждаю»
Директор:
Л.В.Бажутина
Дата утверждения:
«_ _»
2015 г.

Составитель: Ефименко Лариса Николаевна, преподаватель.
Рецензенты: Бажутина Людмила Васильевна, искусствовед, преподаватель
высшей категории.

Структура программы учебного предмета
I.

Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Обоснование структуры программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.

Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план
- Годовые требования. Содержание разделов и тем

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V.

Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации преподавателям;

VI.

Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы;
- Средства обучения

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Работа в материале» по виду:
«Художественное ткачество», далее – «Работа в материале. Художественное
ткачество» разработана на основе и с учетом федеральных государственных
требований к дополнительной общеразвивающей программе в области
изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Творческие способности и практические умения детей не могут
развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным
декоративно-прикладным искусством в детской художественной школе,
детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам
фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам
быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.
Учебный предмет «Работа в материале. Художественное ткачество»
направлен

на

самостоятельной

развитие

творческих

способностей

работы,

воспитание

эстетического

детей,
вкуса

навыков
учащихся,

изучение традиций русской народной бытовой культуры.
Предмет «Работа в материале. Художественное ткачество» тесно
связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция прикладная»,
«История народной культуры и изобразительного искусства». Данная
взаимосвязь помогает учащимся активно осмысливать окружающий мир и
воплощать его в формах декоративно-прикладного творчества, гармонично
объединяя функциональный и эстетический компоненты в текстильном
изделии.
Учебный предмет «Работа в материале. Художественное ткачество»
реализуется при 4-летнем обучении – в 1-4 классах.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей.
Основное внимание уделяется практическим занятиям.

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Работа в материале. Художественное ткачество»
реализуется при 4-летнем – в 1-4 классах.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным
планом образовательного учреждения на реализацию
учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом
распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку обучающихся и
самостоятельные занятия.
При 4-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее
распределение по годам составляют:
Всего часов – 408, из них 272 часа – аудиторная нагрузка, 136 часов –
самостоятельная работа.
Распределение нагрузки по годам обучения:
Аудиторная нагрузка: 1-4годы обучения – по 2 часа в неделю.

Сведения о затратах учебного времени и графике
промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения образовательной программы «Работа в материале.
Художественное ткачество» - 4 года
Вид учебной
работы, нагрузки,
аттестации

Затраты учебного времени,
график промежуточной
аттестации

Годы обучения (классы) 1-й
год

2-й год

3-й год

4-й год

2 класс

3 класс

4 класс

Всего
часов

1 класс

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия

34

34

34

34

34

34

34

34

272

Самостоятельная работа

17

17

17

17

17

17

17

17

136

Максимальная учебная
нагрузка

51

51

51

51

51

51

51

51

408

Вид промежуточной
аттестации по
полугодиям и итоговая
аттестация

Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Работа в материале. Художественное ткачество»
и

проведение

консультаций

рекомендуется

осуществлять

в

форме

мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Работа в материале. Художественное
ткачество» является овладение знаниями и представлениями об искусстве
художественного ткачества, формирование практических умений и навыков,
развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, а также
подготовка одаренных учащихся к поступлению в средние и высшие учебных
заведения по профилю предмета.
Задачи учебного предмета «Работа в материале. Художественное
ткачество»:
•

приобщение учащихся к истокам народного искусства;

•

создание

условий

для формирования

художественно-

творческой активности учащихся;
•
формирование
практических
навыков
и приемов
художественного ткачества;
•
освоение детьми процесса ткачества как творческого
процесса, т.е. сочинительства нового с использованием накопленных
знаний;
•
духовной

формирование
культуры

средствами

учащихся

и

художественного

потребности

ткачества

общения

их

с

искусством.

Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие
все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
•
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного
на освоение учебного предмета;
•
распределение учебного материала по годам обучения;
•
описание дидактических единиц учебного предмета;
•
требования к уровню подготовки обучающихся;
•
формы и методы контроля, система оценок;
•
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный
впечатления).

(подбор

ассоциаций,

образов,

художественные

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной

программы

являются

наиболее

продуктивными

при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на
проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.

Описание материально - технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для
сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том
числе, архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой
культуры, художественными альбомами по видам искусства.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Работа в материале. Художественное
ткачество» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает
теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися истории
ткацкого ремесла, региональных особенностей и технологических приемов
ткачества, включает в себя задания по аналитической работе в области
декоративно – прикладного искусства.
Практическая часть основана на применении теоретических знаний и
навыков ремесла в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:
•
•
•
•
•

из истории развития ткачества;
ткацкий стан (подготовка стана к ткачеству);
основные приемы ткачества;
творческая работа («Традиция», «Современность»);

узорные пояса.
Творческие работы с названием «Традиция» предполагают создание
изделия с соблюдением стилистики и приемов традиционного ткачества.
Творческие

работы

с

названием

«Современность»

или

«Фантазии»

предполагают создание работ не ограниченных приемами, материалами и
областью применения традиционного ткачества.

Учебно-тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Искусство ручного ткачества. Ткацкий станок.
№

1.1
1.2
1.3
1.4

2.1

3.1

3.2

3.3

3.4
3.5

4.1

Наименование темы
Раздел 1. Из истории развития
ткачества
Экскурсия в музей. Знакомство с
традициями регионального ткачества
Искусство художественного ткачества
на дощечках
Заправка дощечек нитями основы в
соответствии с проектом
Выполнение проекта в материале.
Оформление пояса кистями
Раздел 2. Ткацкий стан
История ткацкого стана.
Разновидности ткацких станов.
Устройство и принцип работы
горизонтального ткацкого стана
Раздел 3.Основные приёмы ткачества.
Полотняное переплетение
Основные сведения о материалах,
используемых в ткачестве и их
свойствах
Выполнение образцов ткачества с
применением различных материалов в
утке
Выполнение образцов ткани
полотняного переплетения на основе
разной плотности
Выполнение образцов ткачества с
использованием двух утков
Выполнение образцов ткачества с
использованием дополнительных
декоративных элементов
Раздел 4. Творческая работа
«Традиция». Создание изделия из
полос на основе полотняного
переплетения
Разработка проекта изделия из полос
(пояс, половик, салфетка, сумка,

Всего

Аудит.

Самост.

3

2

1

3

2

1

9

6

3

3

2

1

6

4

2

3

2

1

12

8

4

9

6

3

15

10

5

6

4

2

3

2

1

4.2

5.1
5.2

6.1

6.2

подушка и т. д.)
Выполнение проекта в материале
Раздел 5. Творческая работа
«Фантазия». Создание декоративного
панно на основе полотняного
переплетения
Выполнение эскиза декоративного
панно
Выполнение проекта панно в
материале
Раздел 6. Многоуточное узорное
ткачество. Из истории ткачества
Возникновение центров
ковроткачества в России. Традиции
узорного ткачества
Региональные особенности
ковроткачества (Особенности
ковроткачества Курской и Орловской
губерний, Урала, Новгородской
губернии). Экскурсия в музей
ИТОГО:

9

6

3

3

2

1

12

8

4

3

2

1

3

2

1

102

68

34

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Многоуточное ткачество
№

1.1

1.2
1.3

1.4

2.1

2.2

Наименование темы
Раздел 1. Многоуточное ткачество.
Основные приёмы ткачества.
Особенности многоуточного
ткачества. Ткацкий расчёт. Подготовка
основы и утка к ткачеству
Заправка горизонтального ткацкого
станка основой
Выполнение образцов ткачества в
счётной технике и перебор под
полотно
Выполнение образцов многоуточного
узорного ткачества. Ромбы
Раздел 2. Творческая работа
«Традиция»
Создание проекта композиции изделия
из полос с геометрическим
орнаментом
Выполнение проекта тканого

Всего

Аудит.

Самост.

3

2

1

6

4

2

6

4

2

6

4

2

3

2

1

6

4

2

3.1

3.2
3.3

3.4

4.1
4.2

5.1

5.2

6.1
6.2
6.3

6.4
6.5

7.1

декоративного изделия в материале
Раздел 3. Основные приёмы ткачества.
Ковроткачество
Особенности многоуточного ткачества
на вертикальной раме. Заправка
вертикального ткацкого стана (рамы)
основой
Знакомство с приёмами счётной
паласной техники ткачества
Технический рисунок. Копирование
образцов ковроткачества (Курский
цветочный орнамент)
Выполнение (копирование) образцов
ковроткачества (Курский цветочный
орнамент) в материале
Раздел 4. Творческая работа
«Современность»
Создание эскизного варианта
композиции. Ткачество по шаблону
Выполнение тканого декоративного
изделия в материале
Раздел 5. Узорное ткачество
Основные особенности узорного
(браного, выборного) ткачества в
России
Особенности регионального узорного
(браного, выборного) ткачества.
Экскурсия в музей
Раздел 6. Основные приёмы ткачества.
(Браное, выборное ткачество)
Ткацкий расчёт. Подготовка основы и
утка к ткачеству
Заправка горизонтального ткацкого
станка основой
Выполнение образцов (копирование)
браного ткачества (одноуточного,
двухуточного)
Выполнение образцов (копирование)
выборного ткачества
Выполнение образцов (копирование)
ажурного ткачества
Раздел 7. Творческая работа
«Традиция», «Современность»
Создание проекта композиции изделия

6

4

2

6

4

2

3

2

1

9

6

3

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

3

2

1

6

4

2

9

6

3

6

4

2

6

4

2

3

2

1

7.2

с геометрическим орнаментом
Выполнение проекта тканого
декоративного изделия в материале
ИТОГО:

102

68

34

Всего

Аудит.

Самост.

6

4

2

9

6

3

9

6

3

15

10

5

15

10

5

18

12

6

6

4

2

6

4

2

18

12

6

102

68

34

Аудит.

Самост.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Многоремизное ткачество
№
1.1

2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

3.1
3.2
3.3

Наименование темы
Раздел 1. Из истории ткачества
Особенности и различия
многоремизного ткачества разных
областей России. Экскурсия в музей
Раздел 2. Основные приёмы ткачества.
Многоремизное ткачество
Ткацкий расчёт. Подготовка основы и
утка к ткачеству
Заправка горизонтального ткацкого
стана основой
Выполнение образцов
четырёхремизных тканей саржевого
переплетения
Выполнение образцов
четырёхремизных тканей
(производные варианты саржевых
переплетений)
Выполнение образцов шестиремизных
тканей
Раздел 3. Творческая работа
«Традиция», «Современность»
Создание эскиза композиции изделия в
технике многоремизного ткачества
Заправка горизонтального ткацкого
стана основой
Выполнение тканого декоративного
изделия в материале
ИТОГО:

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Современное ткачество
№

Наименование темы

Всего

1.1

2.1

2.2

3.1
3.2
3.3

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7

Раздел 1. Из истории развития
ткачества в Российской Федерации
Особенности ткачества на
современном этапе
Раздел 2. Основные приёмы ткачества.
Гобелен
Оборудование, инструменты и
материалы, применяемые в технике
гобеленового ткачества. Заправка
вертикального стана (рамы) основой
Выполнение образца в технике
гобеленового ткачества
Раздел 3. Творческая работа
«Современность»
Выполнение эскиза гобелена
Заправка рамы основой. Подготовка
основы к ткачеству
Выполнение панно в материале в
технике гобеленового ткачества
Раздел 4. Итоговая работа
Традиционное ткачество, как источник
творческой мысли
Выбор темы итоговой работы.
Изучение материала
Эскизное решение итоговой
творческой работы
Технический рисунок
Ткацкий расчёт. Подготовка основы и
утка к ткачеству
Заправка ткацкого станка основой
Выполнение текстильного изделия в
материале
ИТОГО:
ИТОГО ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД
ОБУЧЕНИЯ:

3

2

1

3

2

1

9

6

3

3
6

2
4

1
2

12

8

4

6

4

2

6

4

2

6

4

2

6
3

4
2

2
1

9
30

6
20

3
10

102
408

68
272

34
136

Годовые требования.
Содержание разделов и тем:
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ИСКУССТВО РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА
Раздел 1. Из истории развития ткачества
Тема 1.1. Экскурсия в музей. Знакомство с традициями регионального
ткачества. Знакомство с местными традициями художественного ткачества.
Осмотр экспонатов музея. Знакомство с историей местного ткачества и его
художественными особенностями.
Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: сбор информации по теме.
Тема 1.2. Искусство художественного ткачества на дощечках.
Знакомство с технологией ткачества поясов на дощечках. Материалы для
изготовления дощечек. Разнообразие форм. Закономерности образования
орнаментов в технике ткачества на дощечках. Приёмы работы.
Оборудование: 6-8 дощечек для ткачества, шерстяные нити, ножницы,
линейка.
Самостоятельная работа: изготовление эскиза пояса.
Тема 1.3. Заправка дощечек нитями основы в соответствии с проектом.
Правила заправки дощечек нитями основы. Практическая работа – ткачество
пояса.
Оборудование: 6-8 дощечек для ткачества, шерстяные нити, ножницы,
линейка.
Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления поясов на
дощечках.
Тема 1.4. Выполнение проекта в материале. Оформление пояса кистями.
Закрепление полученных навыков ткачества поясов на дощечках. Понятие
завершенности изделия. Различные способы изготовления кистей для
оформления краёв пояса.

Оборудование: 6-8 дощечек для ткачества, шерстяные нити, ножницы,
линейка.
Самостоятельная работа: закрепление навыков изготовления кистей.
Раздел 2. Ткацкий стан
.
Тема 2.1. История ткацкого стана. Разновидности ткацких станов. Устройство
и принцип работы горизонтального ткацкого стана
Знакомство с историей развития ткацкого стана с древнейших времен до
наших

дней.

Различные

виды

ткацких

станов

(вертикальный,

горизонтальный) и их художественно-технические возможности. Изучение
устройства горизонтального ткацкого стана, назначения и взаимодействия
основных частей стана.
Порядок заправки станка основой. Принцип работы ткацкого стана.
Инструменты, применяемые в ткачестве.
Оборудование: фотографии, рисунки различных ткацких станов, текстильных
изделий, инструментов и оборудования, горизонтальный ткацкий стан с
полной заправкой, материалами и инструментами.
Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием
дополнительной литературы и сетевых ресурсов.
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Полотняное переплетение.
Тема 3.1. Основные сведения о материалах, используемых в ткачестве
и их свойствах. Знакомство с различными видами волокон (растительного и
животного происхождения) и другими материалами, используемыми в
ткачестве, их свойствами и способами получения. Структура ткани как
система переплетения основы с утком.
Оборудование: различные виды волокон и тканей, различных по структуре.
Самостоятельная работа: собрать и оформить коллекцию волокон и тканей
различных видов.
Тема 3.2. Выполнение образцов ткачества с применением различных
материалов в утке. Отработка приема прокладки уточной нити по всей
ширине ткани.

Отработка приема, прибивки утка к опушке ткани.
Отработка приема заделки уточных нитей в ткани.
Практическая работа: выполнить образец текстильного полотна, используя
различные материалы в утке.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, челноки, материал
для утка (цветной лоскут, нити х/б или шерсть по выбору учащихся).
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков.
Тема 3.3. Выполнение образцов ткани полотняного переплетения на основе
разной плотности. Изменение структуры ткани за счет изменения плотности
основы. Различные виды заправки стана.
Практическая работа: выполнение образцов текстильных изделий разной
структуры с использованием основ различной плотности и различных
материалов в утке.
Оборудование: горизонтальные станы, с полной заправкой плотной и
разреженной основой, челноки. Уточные нити х/б, шерсть, лоскут.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков ткачества.
Тема 3.4. Выполнение образцов ткачества с использованием двух утков.
Создание узора на основе полотняного переплетения за счет использования
двух утков: «городок» и «пряник».
Порядок заправки стана основой двух цветов для создания узора «пряник».
Отработка навыков работы двумя утками.
Практическая работа: выполнить образец ткани.
Оборудование: горизонтальный стан с полной заправкой двухцветной основы
для создания узора «пряник». Уточная нить разной толщины, челноки.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества двумя утками.
Тема 3.5. Выполнение образцов ткани с использованием дополнительных
декоративных элементов. Развитие творческой инициативы в разработке
текстильных изделий с использованием дополнительных уточных нитей,
лоскута. Практическая работа: выполнение образца ткани свободной
фактуры, используя в утке различные нити, лоскут, способы прокладки утка.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, различные уточные
нити, челноки.

Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков ткачества.
Раздел 4. Творческая работа «Традиция»
Создание традиционного изделия на основе полотняного переплетения
Тема 4.1. Разработка проекта изделия из полос (пояс, половик салфетка,
сумка)
Подушка. Изучение ритмического строя в композициях народного искусства.
Акцентирование внимания на пропорциональном соотношении ведущих и
вспомогательных полос. Знакомство с правилами создания колорита как
гармоническим сочетанием всех участвующих цветов.
Практическая работа: выполнить проект изделия из полос в традиции
народного ткачества.
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскиза изделия.
Тема 4.2. Выполнение проекта в материале. Закрепление навыков работы на
горизонтальном ткацком стане (прокладка утка, прибивка утка, заправка
нитей утка). Снятие готового изделия со стана. Отделка края изделия.
Практическая работа: выполнение работы по своему эскизу с соблюдением
технологии ткачества. Оформление работы.
Оборудование: горизонтальный стан, материал для утка, челноки.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества.
Раздел 5. Творческая работа «Фантазии»
Создание современного декоративного панно на основе полотняного
переплетения
Тема 5.1. Выполнение эскиза декоративного панно. Изучение роли
декоративных текстильных изделий в убранстве дома. Возможная степень
обобщения, условности трактовки цвета и фактуры в текстильном изделии.
Практическая

работа:

создание

эскиза

композиции

на

бумаге

использованием цветовых растяжек. Подбор необходимого материала.
Оборудование: цветная бумага, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа: продолжение работы над эскизом изделия.

с

Тема

5.2.

Выполнение

проекта

панно

в

материале.

Отработка

импровизированного способа колорирования с применением различных
цветовых эффектов. Отработка различных приемов закрепления цветных
утков в зависимости от задуманной композиции, удобства работы. Срезка
готового панно.
Завязывание концов основы и подшивка верхнего и нижнего краев.
Практическая работа: выполнить панно близко к эскизу, используя
различные способы ткачества. Оформить готовое изделие.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, материалы для утка.
Самостоятельная работа: творческое закрепление навыков ткачества.

Раздел 6. Из истории ткачества. Многоуточное узорное ткачество.
Тема 6.1. Возникновение центров ковроткачества в России
Традиции узорного ткачества. Знакомство с особенностями и видами
ковроткачества. Знакомство с традиционными центрами ковроткачества в
Российской федерации.
Самостоятельная работа: изучение литературы по теме.
Тема 6.2. Региональные особенности ковроткачества. (Особенности
ковроткачества Курской и Орловской губерний.) Экскурсия в музей.
Местные традиции художественного ткачества.
Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: изучение литературы по заданной теме.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Многоуточное ткачество
Раздел 1. Основные приемы ткачества. Многоуточное ткачество
Тема 1.1. Особенности многоуточного ткачества. Ткацкий расчет. Подготовка
основы и утка к ткачеству Знакомство с особенностями расчета нитей и
заправки ткацкого стана для выполнения закладного ткачества. Подготовка
основы для ткачества.
Практическая работа: ткацкий расчет и снование основы.

Самостоятельная работа: подготовка утка к ткачеству.
Тема 1.2. Заправка горизонтального ткацкого стана основой. Закрепление
навыков навивания основы на навой. Соблюдение порядка заправки основы в
нити и бердо.
Практическая работа: заправка стана основой.
Самостоятельная работа: закрепление полученных навыков по заправке
ткацкого стана.
Тема 1.3. Выполнение образцов ткачества в счетной технике и «перебор под
полотно». Знакомство с техникой ткачества - перебор под полотно и
отработка приема раскладки цветного утка. Отработка приема поворота нити
на границе цветового участка. Отработка приема заделки уточных нитей в
ткань.
Отработка

приема

выполнения

рисунка

из

разноцветных

кубиков,

расположенных со сдвигом - лесенкой.
Практическая работа: выполнить образец ткани с крупным контурным
рисунком из квадратов, расположенных уступом.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, нити утка разного
цвета и толщины.
Самостоятельная

работа:

закрепление

навыков

работы

в

технике

многоуточного ткачества.
Тема 1.4. Выполнение образцов многоуточного узорного ткачества. Ромбы.
Отработка приема закрепления концов цветных утков на границах цветовых
участков между собой. Отработка приема закрепления цветных утков на
границах цветовых участков на общую нить. Отработка приема поворота
нити с образованием зазора между поворотами соседних утков.
Практическая работа: выполнение образца ткани с несложным узором из
кубиков и лесенкой (с зазором). Выполнение образца с узором из ромбиков с
закреплением цветовых участков на общую нить. Выполнение образца с
узором из геометрических фигур с закреплением цветовых утков между
собой.
Оборудование: горизонтальные станы, заправленные основой под половик в
бердо две нити через зуб. Цветной лоскут, толстые нити для утка.

Самостоятельная

работа:

закрепление

навыков

работы

в

технике

многоуточного ткачества.
Раздел 2.Творческая работа «Традиция»
Тема 2.1. Создание проекта композиции изделия из полос с геометрическим
орнаментом.

Разработка

проекта

изделия

(половика).

Знакомство

с

решениями подобных композиций в народном искусстве. Понятие о
ритмическом строе узора, пропорциональности в соотношении декоративных
элементов. Роль разделяющих безузорных полос. Понятие о колорите
изделия.
Практическая работа: создать эскиз половика из узорных полос с
геометрическим орнаментом в цвете. Выполнить технический рисунок на
бумаге в клетку.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, бумага в клетку, фломастеры.
Самостоятельная работа: продолжение работы над эскизом.
Тема 2.2. Выполнение проекта тканого декоративного изделия в материале.
Закрепление практических навыков узорного ткачества. Отработка приема
расстановки цветных нитей согласно техническому проекту.
Практическая работа: подбор тряпичного лоскута или ниток для утка с
учетом колорита проекта половика. Подготовка утка к ткачеству.
Выполнение

работы

в

материале

с

соблюдением

технических

и

художественных требований. Снятие половика со стана. Завязка концов
основы. Обработка края.
Лоскут, заправленный стан.
Самостоятельная работа: отработка и закрепление полученных навыков в
технике многоуточного ткачества.
Раздел 3. Основные приемы ткачества. Ковроткачество
Тема 3.1. Особенности многоуточного ткачества на вертикальной раме
Заправка вертикального ткацкого стана (рамы) основой. Знакомство с
устройством вертикального стана и инструментами (колотушка, ножницы,

челноки, крючок, гобеленовые иглы), материалами (шерсть, лоскут, хлопок,
сизаль и др.), применяемыми в ткачестве гобелена. Отработка приема сновки
основы вкруговую через верхний и нижний вал с сохранением ровного
натяжения нитей по всей длине сновки и равномерной укладкой нитей.
Отработка приема вязания заправочной косички на концах

основы.

Отработка приема навязывания петельного ремиза (для гобеленов большого
размера).
Практическая работа: навить основу вкруговую на раму небольшого размера.
Оборудование: рама для ткачества небольшого размера, шпагат простой,
кордовая нить.
Самостоятельная работа: закрепление навыков навивания основы.
Тема 3.2. Знакомство с приёмами счётной техники ковроткачества.
Знакомство с техникой ковроткачества, характерной для курского цветочного
ковра.
Отработка технологического приема ткачества на обратной стороне основы.
Самостоятельная работа: изучение материала по теме.
Тема 3.3. Технический рисунок. Копирование образцов ковроткачества
(курский цветочный орнамент).
Отбор для копирования наиболее простых орнаментальных композиций
русского закладного ткачества. Правила копирования узора.
Практическая работа: копирование орнамента на бумагу в клетку. Обращение
внимания на характер построения орнаментальных мотивов.
Оборудование: бумага в клетку, фломастеры.
Самостоятельная работа: продолжение работы над копированием орнамента
Тема 3.4. Выполнение (копирование) образцов ковроткачества в материале
(курский цветочный орнамент). Закрепление практических навыков узорного
ткачества.

Отработка

приема

расстановки

цветных

нитей

согласно

техническому проекту.
Практическая работа: подбор ниток для утка с учетом колорита курского
ковра. Подготовка утка к ткачеству. Выполнение работы в материале с
соблюдением технических и художественных требований. Снятие работы с
рамы. Завязка концов основы. Обработка края.

Самостоятельная работа: отработка и закрепление полученных навыков в
технике многоуточного ткачества
Раздел 4. Творческая работа «Современность»
Тема 4.1.

Создание эскизного варианта творческой композиции. Ткачество

по шаблону.
Выявление принципиальной разницы ткачества рисунка по счету и по
шаблону. Разработка эскиза для ткачества. Сохранение декоративности
изображаемых объектов. Выбор наиболее выразительного колористического
решения.
Практическая работа: выполнение эскиза в цвете, выполнение шаблона.
Самостоятельная работа: продолжение работы над вариантами эскиза.
Тема 4.2. Выполнение тканого декоративного изделия в материале.
Знакомство с разнообразными техническими приемами ткачества гобелена
(соединение

цветных

утков

различными

способами)

Необходимость

сохранения контура, отработка приема выполнения криволинейных и
округлых форм по контуру шаблона, используя однониточный уступ.
Провести обработку края гобелена после срезания с рамы.
Практическая
разработанному

работа:

выполнить

шаблону,

образец

применяя

текстильного

различные

изделия,

технические

по

приемы

гобеленового ткачества, соблюдая заданную цветовую гамму. Снять с рамы и
обработать край. Оборудование: небольшая рама для ткачества с натянутой
основой, цветной шаблон, цветные нити, инструменты для ткачества.
Самостоятельная работа: отработка приемов гобеленового ткачества
Раздел 5. Узорное ткачество. Из истории ткачества
Тема 5.1. Основные особенности узорного (бранного, выборного) ткачества
Российской федерации.
Знакомство с ручным узорным ткачеством, его ролью в оформлении
народной одежды и предметов убранства дома. Сравнение художественного
своеобразия узорного ткачества русского севера и центрального района.

Изучение

многообразия

видов браного

ткачества,

применявшихся

в

оформлении тканых изделий, разнообразие орнаментальных и декоративных
композиций, сложившихся в браном ткачестве. Художественное своеобразие
закладных узоров и отличие их от бранок.
Самостоятельная работа: изучение материала по теме.
Тема 5.2 Особенности регионального узорного (бранного) ткачества.
Экскурсия в музей.
Изучение

местных

традиций

узорного

ткачества,

его

особенностей

образования орнамента, технических приемов и цветового решения.
Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: изучение материала по теме, создание презентации
на тему «Узорное ткачество моего края».
Раздел 6. Основные приемы ткачества. Бранное (выборное).
Тема 6.1. Ткацкий расчёт. Подготовка основы и утка к ткачеству.
Знакомство с правилами расчёта необходимого количества нитей для
заправки стана. Выбор берда и плотности ткани. Отработка приёма снования
основы на сновальную раму с завершением «восьмёркой». Отработка
навыков ровного натяжения нитей по всей длине основы и сплетение основы
в косу.
Практическая работа: рассчитать необходимое количество нитей для
планируемого изделия (салфетка). Навить основу небольшого размера и
ширины, снять её со сновальной рамы и сплести в косу.
Оборудование: сновальная рама, хлопчатобумажные нити №10.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы с основой.
Тема 6.2. Заправка горизонтального ткацкого стана основой.
Отработка приёма закрепления основы на навойном валу с помощью прутка.
Отработка приёма закрепления на основе ценовых палочек. Отработка
навыков навивания основы на вал. Отработка навыков заправки нитей
основы в ремизки. Отработка приёма протяжки основы через бердо.
Закрепление основы к товарному валу. Регулировка натяжения нитей основы,
регулировка подвязки ремизок и подножек.

Выявление и устранение ошибок, допущенных при заправке основы в
ремизки и бердо.
Практическая работа: выполнить полную заправку горизонтального стана
небольшой основой, заработать начало ткани контрастным, по отношению к
основе утком для выявления возможных ошибок. При необходимости
исправить ошибки. Отрегулировать равномерность натяжения основы.
Добиться чистоты образования зева.
Оборудование: горизонтальный стан, нити основы, собранные в косу.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы.
Тема 6.3. Выполнение образцов браного ткачества (копирование).
Знакомство с художественными возможностями и ограничениями браного
ткачества. Отработка приёма образования узорного зева с помощью дощечки
- бральницы. Отработка приёма фиксации узорного зева позади ремизок
прутком. Отработка умения читать технический рисунок и выполнять его в
материале. Отработка протяжки узорной уточной нити по всей длине ткани и
поворота у края. Практическая работа: выполнить образец ткани с простым
геометрическим рисунком одноуточным и двухуточным способом браного
ткачества.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, нити утка разной
толщины.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы в технике бранного
ткачества
Тема 6.4. Выполнение образцов выборного ткачества (копирование).
Знакомство с художественными возможностями и ограничениями выборного
ткачества. Выборное ткачество, как разновидность браного (сходство и
различие). Правила расчета расположения орнамента на ткани. Отработка
приема прокладки уточной нити по ширине узора. Отработка приема
поворота нити на границе цветового участка. Отработка приема заделки
уточных нитей в ткань.
Практическая работа: Выполнить образец ткани с простым геометрическим
рисунком в технике выборного ткачества нитями разного цвета.

Оборудование: горизонтальный ткацкий стан в полной заправке, нити утка
разной толщины и цвета.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы в технике выборного
ткачества.
Тема 6.5. Выполнение образцов ажурного ткачества (копирование).
Знакомство с художественными возможностями и ограничениями техники
ажурного ткачества. Отработка навыка перевива нитей основы пальцами
левой руки, набора ниток на бральницу. Отработка навыка закрепления
ажурной мережки полотняным переплетением.
Практическая работа: выполнить образец ткани с простым перевивом ниток в
мережке по четыре нити, две нити. Выполнить образец ажурной мережки со
сдвигом на 4 (2) нити.
Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке, нити х/б, цветной
хлопок. Самостоятельная работа: закрепление навыков работы в технике
ажурного ткачества.
Раздел 7. Творческая работа «Традиция», «Современность»
Тема 7.1. Создание эскиза композиции декоративного тканого изделия
с геометрическим орнаментом.
Создание эскиза композиции с симметричным от центра построением узора,
геометрическим орнаментом.
Практическая работа: разработка эскизов декоративного изделия (салфетка,
сумка, полотенце) рисунком с двух сторон. Выполнение технического
рисунка.
Оборудование: бумага, краски, бумага в клетку, фломастер.
Самостоятельная работа: продолжение работы над эскизным вариантом и
техническим рисунком.
Тема 7.2. Выполнение проекта тканого декоративного изделия в материале.
Закрепление навыков работы в технике браного ткачества. Закрепление
навыков выполнения косых линий с уступом на одну нить. Закрепление
приемов использования различных фактурных каемок и дополнений по
полотняному фону.

Практическая работа: подбор ниток по рисунку. Выполнение проекта в
технике браного ткачества. Отделка изделия, выполнение изделий (сумка,
салфетка и т.д.) Самостоятельная работа: закрепление навыков узорного
ткачества.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Многоремизное ткачество
Раздел 1. Из истории ткачества
Тема 1.1. Особенности и различия многоремизного ткачества разных
областей
России. Экскурсия в музей
Знакомство с ручным многоремизным ткачеством, его особенностями и
отличиями от ручных техник узорообразования. Изучение местных традиций
ремизного ткачества, его особенностей образования орнамента, технических
приемов и цветового решения.
Практическая работа: изучение правил составления и чтение схем ремизного
ткачества.
Оборудование: тетрадь для записей, ручка, цветные карандаши.
Самостоятельная работа: изучение материала по теме, создание презентации
на тему «Многоремизное ткачество»
.
Раздел 2. Основные приемы ткачества. Многоремизное ткачество
Тема 2.1. Ткацкий расчет. Подготовка основы и утка к ткачеству.
Изучение альбома ткацких узоров по созданию ремизных тканей. Знакомство
с правилами расчёта необходимого количества нитей для заправки стана.
Выбор берда и плотности ткани. Закрепление приёма снования основы на
сновальную раму с завершением «восьмёркой». Отработка навыков ровного
натяжения нитей по всей длине основы и сплетение основы в косу.
Практическая работа: рассчитать необходимое количество нитей для
планируемого изделия. Навить основу небольшого размера, снять её со
сновальной рамы и сплести в косу.

Оборудование: сновальная рама, нити.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы с основой.
Тема 2.2. Заправка горизонтального ткацкого стана основой.
Знакомство с особенностями изготовление тканей саржевого переплетения.
Отработка навыков заправки нитей основы в четыре ремизки в рядовом
порядке.
Подвязка ремизок и подножек.
Практическая работа: выполнение заправки стана в четыре ремизки в
рядовом или обратном порядке. Подвязать ремизки и подножки по заданной
схеме.
Оборудование: ткацкий стан с основой, навитой на навойный вал,
необходимое количество ремизок, блоков, подножек.
Самостоятельная работа: закрепление навыков заправки стана в четыре
ремизки.
Тема 2.3. Выполнение образцов четырёхремизных тканей саржевого
переплетения

Знакомство

технологией образования

с

техникой

многоремизного

ткачества

тканей саржевого переплетения.

и

Отработка

навыков хода подножкам при четырехремизном ткачестве по схеме.
Выполнение разнообразных вариантов ткани за счет изменения хода по
подножкам и применение переплетения разных нитей утка.
Практическая работа: Выполнить образец ткани соответственно схеме одним
утком. Выполнить образец ткани с использованием четырех утков разного
цвета. Оборудование: горизонтальный стан, в полной заправке, уточная нить
(х/б, лен, шерсть).
Отработка навыков хода по подножкам соответственно схеме.
Практическая работа: выполнить образец ткани в технике четырехремизного
ткачества соответственно предложенной схеме одним утком.
Оборудование: ткацкий стан в полной заправке, нити утка.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ремизного ткачества.
Тема 2.4. Выполнение образцов четырёхремизных тканей. Производные
варианты саржевых переплетений.

Знакомство с многообразием многоремизных тканей по назначению,
характеру декора и структуры переплетений. Технологическая основа
ремизного орнамента, ритм, пропорции и цвет в ремизных тканях.
Практическая работа: чтение технологической карты многоремизного
ткачества. Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке в 4
ремизки, нити для утка, технологическая карта многоремизного ткачества,
образцы многоремизных тканей.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ремизного ткачества.
Тема 2.5. Выполнение образцов шестиремизных тканей.
Знакомство

с

более

сложным

вариантом

многоремизных

тканей,

назначением, характером декора и структурой переплетений. Изучение
технологической карты шестиремизного ткачества, порядка заправки нитей
основы

в

нити

и

порядка

подвязи

по

подножкам.

Выявление

закономерностей образования орнамента.
Практическая работа: чтение технологической карты шестиремизного
ткачества. Оборудование: горизонтальный стан в полной заправке в 6
ремизок, нити для утка, технологическая карта шести ремизного ткачества,
образцы многоремизных тканей.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ремизного ткачества
Раздел 3. Творческая работа «Традиция», «Фантазия»
Тема 3.1. Создание эскиза композиции изделия в технике многоремизного
ткачества.
Выполнение

эскиза

многоремизного

композиции

ткачества.

текстильного

Использование

изделия

знакомых схем

в

технике
ремизного

ткачества. Разработка колористического и фактурного решения изделия.
Развитие творческого отношения к работе. Развитие творческой инициативы
в разработке вариантов текстильных изделий в технике многоремизного
ткачества.
Самостоятельная работа: дополнительные варианты эскизов изделия.
Тема 3.2. Заправка горизонтального ткацкого стана основой.

Отработка навыков заправки нитей основы в четыре ремизки соответственно
выбранной схеме. Подвязка ремизок и подножек.
Практическая работа: Выполнение заправки стана в четыре ремизки в
рядовом или обратном порядке. Подвязать ремизки и подножки по заданной
схеме.
Оборудование: ткацкий стан с основой, навитой на навойный вал,
необходимое количество ремизок, блоков, подножек.
Самостоятельная работа: закрепление навыков заправки стана в четыре
ремизки.
Тема 3.3. Выполнение тканого декоративного изделия в материале.
Закрепление навыков работы в технике многоремизного ткачества.
Практическая работа: выполнить небольшое текстильное изделие в технике
многоремизного ткачества, по своему эскизу, используя разный материал в
утке и разный ход по подножкам.
Оборудование: ткацкий стан в полной заправке, материал утка.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ремизного ткачества.

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Современное ткачество
Раздел 1.Из истории развития ткачества в Российской Федерации.
Тема 1.1.Особенности ткачества гобеленов во второй половине XX века.
Современный этап развития ткачества в Российской Федерации.
Знакомство

с

историей

развития

искусства

ткачества

гобелена,

с

характерными особенностями советского и современного ткачества гобелена,
его художественными приемами и ролью в оформлении современного
интерьера.
Оборудование:

иллюстрации,

фотографии,

слайды,

образцы

художественного ткачества
Самостоятельная работа: изучение материала по теме.
Раздел 2. Основные приемы ткачества. Гобелен
.

изделий

Тема 2.1. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в технике
гобеленового ткачества. Заправка вертикального стана основой.
Закрепление умений и навыков необходимых при изготовлении гобелена.
Закрепление приема сновки основы вкруговую через верхний и нижний вал с
сохранением ровного натяжения нитей по всей длине сновки и равномерной
укладкой нитей. Закрепление приема завязывания заправочной косички на
концах основы. Закрепление приема по завязывания петельного ремиза (для
гобеленов большого размера).
Практическая работа: навить основу вкруговую на раму небольшого размера.
Оборудование: рама для ткачества небольшого размера, шпагат простой,
кордовая нить.
Самостоятельная работа: закрепление навыков «навива» круговой основы.
Тема 2.2. Выполнение образца «Техники гобеленового ткачества».
Знакомство с новыми техниками ткачества гобелена (меланжирования,
односторонней обвивки, встречной обвивки, свободной обвивки, вытянутых
петель).
Знакомство с различными способами узловязания
персидский узел, скандинавский узел, арабский узел).

(турецкий

узел,

Практическая работа: выполнить образец, включающий разные техники
ткачества.
Самостоятельная работа: закрепление навыков работы в новых техниках
ткачества.
Раздел 3. Творческая работа «Современность»
Тема 3.1. Выполнение эскиза гобелена.
Знакомство с композиционными особенностями гобелена, условностью языка
искусства

гобелена,

стилизацией

растительных

и

животных

форм.

Обсуждение роли декоративного панно в современном интерьере. Выбор
темы и сюжеты, подходящих для создания панно.
Практическая работа: выполнить эскиз гобелена в цвете на бумаге. Снять
контурную копию с проекта. Отметить цветовые участки номерами.
Оборудование: альбомы, фотографии, гобелены, бумага, краски, кисть.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскиза гобелена.

Тема 3.2. Заправка рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.
Подготовка нитей основы. Заправка рамы. Подготовка
(технического рисунка) и его закрепление на раме. Начало работы.

шаблона

Практическая работа: Закрепление нити основы. Заправка рамы основой.
Начало работы. Оформление края изделия.
Оборудование: Рама с основой и шаблоном (техническим рисунком), нити
для утка, инструменты.
Самостоятельная работа: Закрепление навыков ткачества на вертикальной
раме.
Тема 3.3. Выполнение панно в материале в технике гобеленового ткачества.
Закрепление навыков работы в технике гобеленового ткачества. Отработка
приемов рационального использования различных техник ткачества и
способов закрепления цветовых утков на границах цветовых участков в
зависимости от задуманной композиции.
Практическая работа: подобрать пряжу по цвету, укрепить шаблон.
Выполнить работу по шаблону, снять изделие, обработать край.
Оборудование: рама с основой, шаблон, эскиз, материал для утка,
инструменты.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества на вертикальной
раме.
Раздел 4. Итоговая работа
Тема 4.1. Народный костюм как источник творчества художника.
Знакомство

с

простотой

и

функциональностью

народного

костюма,

логичностью форм и конструкций, рациональностью, целесообразностью и
многообразием внешнего вида за счет приемов декоративного оформления.
Изучение возможности творческой трансформации характерных свойств и
признаков старого костюма для создания современной одежды.
Практическая работа: собрать коллекцию из репродукций современной и
народной одежды, объединенной общими признаками (крой, орнаментация).
Оборудование: альбомы, иллюстрации, фотографии, интернет – ресурсы.
Самостоятельная работа: продолжение работы над сбором материала.

Тема 4.2. Выбор темы итоговой работы. Изучение материала.
Знакомство с пластикой народной одежды, элементами, составляющими
русский крестьянский костюм, моделированием одежды с помощью прямого
кроя, возможностью сочетания прямоугольной одежды с некоторыми
кривыми линиями. Средства и приемы композиции костюма (пропорция,
ритм, равновесие, симметрия, асимметрия колорит и т.д.).
Практическая работа: изучение и подбор материала.
Самостоятельная работа: продолжение работы по теме.
Тема 4.3. Создание эскиза текстильного изделия как элемента современной
одежды.
Практическая работа: выполнить эскиз современного текстильного изделия,
простого по крою и исполнению с включением орнаментальных элементов.
Оборудование: альбомы, фотографии, гуашь.
Самостоятельная работа: выполнение вариантов эскизирования.
Тема 4.4 Технический рисунок.
Отработка навыков перевода эскизного рисунка в технический рисунок.
Изображение орнаментального мотива на бумаге в клетку. Выполнение
расчета количества нитей необходимого для снования основы. Выбор
техники ткачества.
Выполнение ткацкого расчета.
Практическая работа: расчет нитей перевод орнаментов в технический
рисунок
Самостоятельная работа: продолжение работы по теме.
Тема 4.5. Создание текстильного изделия в материале.
Использование знаний по технике ткачества, навыков работы в материале для
создания текстильного изделия (юбки, жилета, платья, элемента одежды).
Использование в работе приемов прямоугольного кроя.
Практическая работа: выполнить проект в материале, опираясь на знания,
полученные в течение пятилетнего обучения ткачеству. Довести работу до
конца, оформить.
Оборудование; вертикальный или горизонтальный стан по выбору.
Самостоятельная работа: закрепление навыков ткачества.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Работа в материале. Художественное
ткачество»:
•

знания

основных

методов

и способов проектирования

и

моделирования изделий декоративно – прикладного искусства;
•
знание физических и химических свойств

материалов,

применяемых при

прикладного

творчества
•

выполнении

изделий

декоративно

–

умения раскрывать образное и живописно – пластическое

решение в художественно – творческих работах;
•
умение копировать, варьировать и самостоятельно выполнять
изделия декоративно-прикладного творчества и народных промыслов
•
навыки
самостоятельного
применения
различных
художественных
материалов и техник;
•

навыки копирования лучших художественных образцов;

•

навыки работы в различных техниках и материалах;

•

по окончании освоения учебного предмета учащиеся должны

иметь представление об истории основных Российских центров ткачества, о
стилевых особенностях ткачества

разных регионов,

о

разнообразии

элементов и приемов
ткачества.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма и содержание

Контроль

знаний,

умений,

навыков

обучающихся

обеспечивает

оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную воспитательную и корректирующую функции.
Текущий

контроль знаний

учащихся осуществляется

педагогом

практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и
теоретическую грамотность.
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные просмотры по разделам текущей программы (текущий
контроль).
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде
творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам
могут выставляться и по окончании четверти. Тематика экзаменационных
заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом
творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного
учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая работа демонстрирует умения реализовать свои замыслы,
творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным
материалом, эскизами, литературой.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике ткачества.
Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса: в 5 классе
или 6 классе (при 5-6-летенем сроке освоения программы «Декоративноприкладное творчество»).
Итоговая аттестация в пятом (шестом) или восьмом (девятом) классах
проводится в форме просмотра итоговых работ.
Итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки.

Требования к уровню подготовки
обучающихся на различных этапах
обучения

1 год обучения
знания:
•
•

традиций, связанных с изготовлением полотна,

основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стана
под полотно,
•
понятий и терминов, используемых в ткачестве при
изготовлении полотна; умения:
•
заправить основу в горизонтальный стан для изготовления
работы с полотняным переплетением,
•
подобрать нитки по цвету и фактуре; навыки:
•

аккуратной заработки края при ткачестве изделия,
проложения уточной нити в зев с нужным натяжением,
•
заработки края изделия.
•

соблюдения

техники

безопасности

при

работе

•

с

ножницами, бральницами, челноками.
2 год обучения
знания:
•
•

традиций, связанных с изготовлением полотна,

основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стана
под полотно,
•
понятий и терминов, используемых в ткачестве при
изготовлении полотна; умения:
•
заправить основу в горизонтальный стан для изготовления
работы с полотняным переплетением,
•
подобрать нитки по цвету и фактуре; навыки:
•

аккуратной заработки края при ткачестве изделия,
проложения уточной нити в зев с нужным натяжением,

•

•

заработки края изделия.
3 год обучения

знания:
•
•

традиций, связанных с ковроткачеством,
основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стана

для многоуточного ткачества,
•
понятий и терминов, используемых в ткачестве при
изготовлении ковровой дорожки; умения:
•
заправить основу в горизонтальный стан для закладного
ткачества,
•
подобрать нитки по цвету и фактуре,
•
работать в технике закладного ткачества,
•
заправка вертикальной рамы основой,
•
копировать образцы старинного ткачества,
•
составлять несложные орнаментальные композиции для
закладного, бранного и выборного ткачества; навыки:
•

ткачества изделия с большим количеством уточных нитей,
соединения уточных нитей.
•

•

4 год обучения
знания:
•
•

традиций, связанных с узорным ткачеством,

основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стана
под полотно,
•
понятий и терминов, используемых в ткачестве при
изготовлении узорного полотна; умения:
•
заправить основу из тонких нитей в горизонтальный стан,

•

подобрать нитки по цвету и фактуре,

•

выбирать узор

заданной схеме; навыки:
•
•

аккуратного выполнения узорной ткани,
исправления ошибок при создании узорного полотна, края

изделия.
•
5 год обучения
знания:
•
ткачества,
•

традиций, связанных с изготовлением многоремизного
основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стена

для выполнения многоремизного ткачества,
•
понятий и терминов, используемых в многоремизном
ткачестве;
умения:
•

заправить основу в горизонтальный стан с четырьмя и

большим количеством ремизок для изготовления работы,
•
•
•

•

подобрать нитки по цвету и фактуре; навыки:

хода по проножкам при многоремизном ткачестве;
проложения уточной нити в зев с нужным натяжением.

знания:
•

основ ткацкого расчета и заправки горизонтального стана

для творческой работы,
•
различных приемов ткачества;
умения:

•

владеть комплексом специальных приемов и навыков в

самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их
в материале,
•
выполнить ткацкий расчет и заправить стан в соответствии
с индивидуальным творческим проектом,
•
подобрать нитки по цвету и фактуре созвучно творческому
замыслу; навыки:
•
создания изделия по своему творческому проекту,
•
анализировать характерные особенности основных техник
ткачества,
•
грамотно применять знания, полученные на уроках по
предметам живопись, рисунок, композиция при разработке авторских
эскизов ткачества.

Критерии оценок
Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого
задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В
зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком
уровне,

его

работа

отличается

оригинальностью

идеи,

грамотным

исполнением и творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами,
но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть
незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые
ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы
необходима постоянная помощь преподавателя.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации
преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету
«Работа в материале. Художественное ткачество» можно варьировать, исходя
из опыта и знаний педагога. Это дает возможность творчески подойти к
преподаванию учебного предмета, применять разработанные и освоенные
методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических
занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко
укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает
следующую схему этапов выполнения работы в материале.
1. Знакомство с историей ткачества.
2. Освоение приемов заправки стана (рамы) основой.

3.Освоение приемов ткачества (копирование, повтор).
4.Создание творческой работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Для успешного результата в освоении программы «Работа в материале»
необходимы следующие учебно-методические пособия:
•
наглядные методические пособия по темам,
•
технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,
•
фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
•
видеоматериал,
•
интернет – ресурсы,
•
презентационные материалы по тематике разделов.

VI.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической и учебной
литературы

Агафонова Т.А. Узорные ткани. // Сборник "Добрых рук мастерство". –
Л.: "Искусство", 1981.
Борисова И.И. Ковровщицы Орловщины: Новое в традиционном
(народные мастера, традиции, школы), вып. 1. - М., 1985 с. 81- 88.
Борисова И.И. Народные ковры Орловщины. // Орловский комсомолец,
14 мая 1970.
Бетехин Г.А., Зубова Л.К., Поманский А. Технология ковроделия в
РСФСР - М., 1955.
Бердник Т.О., Неклюдова Г.П. «Дизайн костюма», «Реникс», 2000.
Гончар А.Б., Лебедева Е.И., Боленко К.Г. Зачем и как человек
одевается:
книга из серии «120 уроков по естествознанию и истории для самых
маленьких». - М.: "Лайда".
Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. - Москва: "Культура и
традиция", 1988.
Кожевникова Л.А. Художественное ткачество,

// сборник "Основы худ

Кожевникова Л.А. Русское узорное ткачество, // сборник "Основы
художественного ремесла. - М.: "Просвещение", 1978.
Ю.Канунникова

Н.П.

Ручное

ковроделие

//

сборник "Основы худ

Кожевникова А.А. Узоры ткачества // "Юный техник",1973: № 4.
Константинов В. Красное солнце на черном поле, // "Вокруг света",
1980: № 1.
Молчанов В.С. «Народное узорное переборное ткачество». М., 1960.
Соболева Н.П. Ручное
художественные

ковроткачество

//

сборник

"Народные

промыслы РСФСР. - Москва: "Высшая школа", 1988.
15. Силивончик В.И., Винникова М.Н. «Возрождение ремесла», Минск,

1984 .
16. Смирнов В.И. «Русское узорное тканьё» (костромские полески).

Советская этнография, 1940; №3.
«Ткачество поясов на дощечках конца ХIХ-начала XX века».
Челябинск,
2000.

Яковлева Е.Г. Курские ковры. - М., 1955.
Яковлева Е.Г. Русские ковры. – М., 1959.

Средства обучения
материальные:

учебные

аудитории

специально

оборудованные

горизонтальными и вертикальными ткацкими станами, сновальными рамами,
инструментами,

материалами

для

ткачества,

наглядными

пособиями,

методические

пособия,

мебелью,
наглядно-плоскостные:
технологические

карты,

наглядные

плакаты,

фонд

работ

учеников,

настенные

иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
демонстрационные:

подлинники

изделий

народного

творчества, выполненные в разных техниках ткачества.
электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудиозаписи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».