МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЛЕНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
«Рисование куба»
Подготовила: Завьялова Ирина Владимировна, преподаватель
художественного отделения МКУДО Кленовская ДШИ
Кленовское, 2024 г.
Последовательное изображение и
штриховка простых геометрических
тел на примере КУБА.
Рисование куба — главный этап освоения академического
рисунка. Из различных геометрических фигур куб считается простым
для начинающих. На примере изображения различных форм куба, люди
обучаются правилам линейной и воздушной перспективы, правильной
штриховке, а также усваивают передачу объемной формы предметов.
Куб — это прямоугольная призма, у которой стороны равны,
и есть 6 граней. Противоположенные грани параллельны. Ребрами куба
называют места пересечения граней.
Ребра делятся на три группы, в каждой из которых абсолютно все
грани параллельны.
В обучении рисованию куба учащиеся должны
понять
этапы
построения
прямоугольных
кубических тел, учиться рисовать карандашом и
передавать
светотеневые
соотношения
с
правильным распределением градаций.
1-й этап
Разметка общей композиции на листе.
Нахождение и наметка вершин куба и его ребер.
Для начала рисования наметим место, где
будет располагаться куб, едва заметными
линиями.
Само изображение мы будем располагать
немного выше середины холста, оно
не должно быть слишком крупным или
слишком мелким.
Теперь проведем ближнюю к нам
вертикальную линию — это основная
линия при построении куба.
Засечками сверху и снизу слегка ограничим
высоту линии. Так как линия основная,
необходимо предельно точно проследить,
чтобы высота этого ребра была правильной
по размеру. Это очень важно.
Перспективное построение
Можете нарисовать нижние грани, но до того, как перейти к началу рисования
верхних, необходимо подумать над основным законом перспективы, который
гласит, что любые параллельные линии, уходящие от зрителя, сокращаются
в одну точку — точку схода.
У нашего куба имеется четыре ребра, которые смотрят направо и столько же
ребер налево. Все четыре линии ребер, которые уходят влево,
при их продолжении, сокращаются в одной точке схода слева, а все линии,
которые уходят вправо — сходятся справа.
Линию горизонта и точки схода рисуют тонкими линиями на листе до того,
как нарисовать верхние грани.
2-й этап
Построение и прорисовка ребер куба в
правильном перспективном построении.
Построение рисуем тонкими линиями
карандашом, они применяются для
уточнения правильного положения в
пространстве и всей конструкции.
Проведем
ближнюю
к
нам
вертикальную линию — это основная
линия при построении куба.
Засечками сверху и снизу слегка
ограничим
высоту
линии.
Так
как линия основная, необходимо
предельно точно проследить, чтобы
высота этого ребра была правильной
по размеру. Это очень важно.
При рисовании основания куба очень важно определить углы
наклона основных видимых граней, относительно основания. Это
можно сделать очень простым способом: необходимо поднести
карандаш на расстоянии вытянутой руки в строго горизонтальном
положении к нижнему ближнему углу и запомнить углы,
Далее необходимо учесть,
что если грань куба больше
развернута к вам, то угол
меньше.
Так
можно
определить
какая
грань
меньше развернута, а какая —
больше.
3-й этап
Проводится уточнение пропорций и правильность
построения, более темными по тону штрихами.
Находится тень падающая и
собственная. Отмечается и рисуется
граница тени.
Закончив с построением, необходимо
выделить ближние к себе линии.
Если линия темная — будет казаться,
что она ближе. Зная это, можно передать
пространство и объем.
Выделение ближних линий
и штриховка
Главная задача штриховки — передать объем предметов. К штриховке
нельзя приступать, если рисунок выполнен неправильно. Лучше начать
заново или попытаться исправить текущий.
На кубе мы можем увидеть всего три плоскости — это верхняя и две
боковые грани. Визуально каждая из граней уходит от смотрящего
в пространство. Для того, чтобы показать форму, необходимо штриховать
грани куба так, чтобы смотрящему было очевидно, что они действительно
отдаляются.
Для того чтобы передать пространство применяются законы
воздушной перспективы. Темные цвета светлеют в дали, а светлые —
наоборот темнеют.
Нельзя брать сразу самый черный штрих уплотнение
тона проводится поэтапно. Наносятся все тени.
Штрих- это короткая отрывистая линия
Упражнение
«Тональная растяжка»
2
3
5
1
4
1.Свет 2. Полутень 3. Тень (собственная) 4. Рефлекс в тени
5.Тень от предмета.
4-й этап
Первичная накладка светотени по большим
плоскостям, ориентация в тоне на тень.
Саму штриховку начинаем
строго
с
теневой
части.
У нашего куба грань справа
в тени, поэтому начнем именно
с нее. Штрихуем от себя.
По мере удаления плоскости
в
пространстве
нажим
на карандаш слабее, это делает
штрих светлее. Штриховка
может быть как вертикальной,
так и горизонтальной.
5-й этап.
Тональная проработка всего рисунка с передачей
тональных соотношений. Выявляются рефлексы и
блики, рисуем обобщающие тона .
Осветленную левую часть штрихуем
от себя, при этом левый угол оставляем
белым, но слегка штрихуем дальнюю
часть.
Верхнюю
поверхность
делаем
как полутон (промежуточное состояние
между тенью и светом).
Всегда можно усилить тень, введя еще штрих, направленный строго
по диагонали, также необходимо его растягивать — от темного
к светлому.
Подчеркиваем форму, делая тональные акценты, для этого можно
использовать штриховку в разные стороны.
Используемые ссылки:
http://painter-pro.ru/index.php/ru/component/content/article/119.html-directory=1.htm
http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/341-risovanie-kuba.html
http://artfound.ru/risuem-kub/
https://infourok.ru/