Бажутина Л. В. Заха Хадид - ярчайшая звезда современной архитектуры

Заха Хадид – ярчайшая звезда
современной архитектуры
Представительница деконструктивизма
Автор-составитель: Бажутина Л.В.
Преподаватель МКУДО Кленовская ДШИ

2024 год

Цель презентации:
1. Представление дополнительного материала обучающимся старших
классов художественного отделения по теме «Архитектура XX – XXI вв».
2. Привлечь внимание детей к ярким личностям, создающим стиль и новые
тенденции в искусстве XX – XXI вв.

Заха Мохаммад Хадид - первая в мире
женщина Лауреат Притцкеровской премии.
Родилась в столице Ирака в семье Мухаммада
аль-Хадж Хусейна Хадида, организатора
партии национал-демократов. Мать девочки
Ваджиха аль-Сабунджи была родом из
Мосула, занималась живописью.

Ирако-британский архитектор и
дизайнер Заха Хадид
годы жизни
31.10.1950 – 31.03.2016

Заха с детства проявляла интерес к
изобразительному искусству и архитектуре.
Девочка постоянно фантазировала и создавала
из бумаги проекты зданий.

Заха Хадид родилась в Багдаде. Ирак тогда был закрытой страной, но семья имела
возможность путешествовать. Она с детства впитывала в себя культуры разных стран
и религий: Хадид училась в католической монастырской школе, а затем в Бейруте и в
Лондоне.
Высшее образование Заха Хадид начала получать в Ливане. К тому времени у неё ещё
не было чёткого представления о своей будущей профессии, но бурно проявляла свои
математические способности. «Математику», точнее, геометрию, невозможно не
заметить в её последующих строениях. Иностранные языки девушка знала отлично,
так как ещё дома обучалась во французской школе. Это позволило ей поучиться в
частном Американском университете. К 22 годам Заха определилась с мечтами и
уехала в Лондон, чтобы стать студенткой Британской архитектурной ассоциации.
Дипломный проект молодой выпускницы сразу заявил о ней как о дерзкой
амбициозной придумщице. Хадид разработала образец моста через Темзу с
располагающимся на нём отелем. Эта работа охарактеризовала и определила
архитектурное «лицо» Захи Хадид – деконструктивизм.

Учась в Великобритании, Заха подробно знакомится с творчеством Казимира
Малевича и русских зодчих начала XX столетия.

Авангард становится для Хадид любимым направлением в искусстве, студентка
начинает претворять идеи направления в своем творчестве. Рем Колхас – голландский
архитектор и теоретик деконструктивизма, высоко ценил талант Захи и считал девушку
лучшим учеником, который когда-либо обучался у него. Первой известной работой
Захи стал проект обитаемого моста над Темзой, который она разработала в 1976 году.
С 1979 года Заха начинает преподавательскую деятельность в Архитектурной
Ассоциации, где она проработала до 1987 года. Хадид не берётся за разработку
стандартных построек, её интересуют крупные знаковые объекты. Поэтому Заха в
основном создает проекты на бумаге и участвует в конкурсах.

Имя Захи Хадид стало известно
международному сообществу в 1998
году, после участия в разработке
проекта Центра современного искусства
Розенталя в Цинциннати США,
строительство которого было завершено
в 2003 году.

Центр современного искусства
Розенталя в США

Экспоцентр в Москве

31 мая 2004 года состоялось
знаменательное событие в жизни
Захи Хадид – архитектору
присудили Прицкеровскую
премию. Церемония
награждения состоялась в СанктПетербурге, в театре Эрмитажа.
С этого времени началось
сотрудничество Хадид с Россией.
Неоднократно она приезжала в
Москву с мастер-классами, в
2005 году сотрудничала с
группой проектировщиков
жилого комплекса «Живописная
Тауэр» в столице России.

В 2012 году Заха Хадид проектирует центр Гейдара Алиева в Баку. За эту работу она
получает премию Британского Музея дизайна, в номинации «Дизайн года».

Центр сравнивают с подписью третьего президента Азербайджана – Гейдара Алиева, в честь которого
оно и было возведено к 90-летию юбиляра. Внутри футуристическое здание впечатляет не меньше, чем
снаружи. Его интерьеры включают много стекол, света, плавных линий и необычных форм.

Со временем здания, построенные по проектам Захи Хадид, становятся обтекаемыми,
полностью теряя углы и прямые линии. Дизайнер отходит от деконтруктивизма, создав
собственный стиль.
Имя Заха Хадид в переводе
означает «блистательная».

Она также сумела создать
успешное архитектурное
бюро Zaha Hadid Architects
и реализовать около 1000
проектов в 44 странах,
хотя первые её работы
считались безумными и
безуспешными

О крутом нраве и бескомпромиссном
характере Хадид ходили легенды.
О себе она говорила так: «Я женщина,
поэтому от меня изначально ждут, что я буду
милой и мне будет нравиться всё миленькое.
Но я не создаю «миленькие" здания. Мне они
не нравятся».
Она не раз подвергалась дискриминации по полу
и национальному признаку, что негативно сказалось
на её карьере. Но Заха решительно боролась за права
женщин в архитектуре.

Свое первое здание Заха Хадид
построила в 44 года!

И всегда добивалась желаемого и никогда и никому не
позволяла усомниться в своей правоте. Наверное,
поэтому вопреки невозможному инженеры воплощали
все её фантастические замыслы в жизнь.

Опера в Гуанчжоу Китай
(внешний вид, внутренний вид)

Интересы Захи Хадид никогда не
ограничивались только архитектурой.
В 2009 году Заха придумала необычные
туфли с обтекаемыми формами для
бразильской марки Melissa. Туфли
облегали ногу как вторая кожа и были
сделаны из пластика.

Серебряное кольцо Lamellae Double Ring,
которое надевается на два пальца, Заха Хадид
придумала для датского ювелирного бренда
Georg Jensen.

Заха Хадид: «Нужно всегда верить в себя. Если бы у меня не было веры, я бы
давным-давно собрала свои вещи и уехала из Англии».

Хадид никогда не соглашалась на обычные проекты и не любила играть по чужим
правилам. Несмотря ни на что, ей удалось стать новатором в архитектуре и примером для
подражания в индустрии, в которой, по мнению многих, доминируют мужчины. Она
также получила титул «Деловая женщина года Veuve Clicquot».
В 2008 году Forbes назвал её одной из самых влиятельных женщин мира, а The Time в
2010 году включил её в свой список 100 влиятельных мыслителей года.
Хадид также была удостоена звания дамы-командора ордена Британской империи,
королевской медали RIBA

Стиль и архитектурный подчерк Захи Хадид
Если в ранних работах Хадид можно увидеть много прямых линий, острых углов,
характерных для деконструктивизма, то в поздних её работах постройки конструкции
стали более плавными, лёгкими и динамичными.

Архитектура XX и начала XXI веков в целом не похожа на то, что строили
ранее. В эстетике зданий появилось больше свободы и воздуха, формы
упростились, стали более удобными, чем удовлетворяющие изысканный
вкус и художественные запросы людей прошлого, живших совсем в другом
ритме. Однако в наше время геометрия сооружений всё же была именно
правильной, хотя на тот момент и это для большинства выглядело странно
на фоне вензелей, куполов и арок какого-нибудь ампира.

Таким образом, стали появляться не просто современные, а опережающие
время работы. Поэтому строения Хадид часто выглядят, как что-то
инопланетное, пришедшее извне, не характерное для сегодняшней среды и
жизни. И вот с такой фантазией было предсказуемо столкнуться с
непониманием и критикой. Появились чисто практические сложности
воплотить такие задумки в реальность и сделать их жизнеспособными.
Люди не верили, что какое-нибудь ассиметричное нагромождение коробок
друг на друга или красивое, как будто летящее в небеса здание окажется
прочным, устойчивым и пригодным для простого бытового использования.

К тому же деконструктивисты так же свободны в использовании различных материалов,
как и в сочетании линий в визуале строений. Они могут включать в проект что угодно:
металл, кирпич, камень, стекло, дерево – ограничений нет. Всё это было настолько ново и
необычно, что заказчики первых проектов Хадид, хоть и впечатлялись эстетикой, всё же
опасались отсутствия практического опыта в постройке таких необычных зданий. Многие
проекты Захи, даже уже открывавшиеся, по пути тормозились – клиент передумывал и
отказывался.

Музей транспорта Riverside Museum.

Стадион Al Janoub

Заха Хадид сделала свой стиль узнаваемым во всем мире. Она не старалась вписать
архитектуру в пространство, она сама создавала это пространство и всегда
выходила за рамки общепринятого.
Отметим, что в архитектуре
под деконструкцией
понималась, конечно, не
буквальная разборка, а
созданные в результате нового
взгляда нетривиальные
формы, неправильные,
странные сочетания линий,
как будто нарушенные,
кривые, ломаные постройки
Инновационное здание для студентов в
Гонконге.

2018 году в Макао открылась башня Morpheus

Небоскрёбы
Signature
Towers в Дубае
(ОАЭ)

Станция метро в
King Abdullah
Financial District

Все проекты Хадид стоят немыслимых денег, но именно в строении станции метро в
King Abdullah Financial District вложения будут заметны прямо в визуале. Всё потому,
что главными его материалами станут золото и мрамор. Но надо хорошо понимать
философию автора, чтобы догадаться, что таким образом архитектор на контрасте
решила оформить вовсе не королевский дворец. Это всего-то станция метрополитена –
самого народного вида транспорта.
Метро здесь стали строить только в 2009 году, что удивительно на фоне архитектурного
масштаба самой столицы Саудовской Аравии. На этот раз Заха вдохновилась песчаными
дюнами, поскольку речь идёт о государстве с миллионом километров пустынь. Но
огромные «капли» крыши конструкции не создают ощущения тяжелого «песка» за счёт
узорчатых решёток, как будто нарисованных ветром жарких пространств. Вечером
сквозь них наружу проникает мерцающий свет. Золото и серебро – во внутреннем
убранстве станции.

Комплекс
Galaxy SOHO,
Китай

Сооружением комплекса Galaxy SOHO Заха Хадид осчастливила Китай.
На фоне других проектов автора его можно назвать даже в определённой
степени правильным, так как три из четырех огромных «бочек»-башен во
многом повторяют друг друга и расположены более или менее на
равномерном отдалении.
Это дань традиционному строению так называемого пекинского
квадратного дворика. Но игривая природа Хадид всё равно прорвалась
наружу в изогнутых решениях мостов, плит и платформ между куполами
комплекса на разной высоте. Во внешнем дизайне используется
алюминий и камень, внутри больше стекла, нержавеющей стали и гипса.

Хадид несколько раз приезжала в Россию в разные периоды. Причём это были не сугубо
рабочие визиты: русская культура и архитектура манили и вдохновляли талантливого
творца для чистого удовольствия. Символично и то, что главную награду своей жизни –
Притцкеровскую премию, аналог Нобелевской в архитектуре – Заха получила именно в
Санкт-Петербурге, хотя в разные годы этот приз вручали и в Вашингтоне, и в Нью-Йорке,
и в Риме.

Так сложилось, что в Питере как раз зданий Захи Хадид нет, но
примечательно, что в России её шедевры можно будет увидеть не только в
Москве. Конечно, их не встретишь в каждом городе, но всё же ехать в
Европу или на Восток для этого вовсе необязательно.

Бизнес-центр Dominion Tower, Москва

Строение расположено не в центре
Москвы. Выглядит оно, как стопка
гигантских платформ, наложенных
друг на друга со сдвигами.
Изначально структура была ещё
более провокационной, но её
пришлось адаптировать. Одной из
интересных особенностей
материалов является алюминиевое
покрытие, которое может менять
цвет при разном освещении и угле
взгляда.

Сооружение
расположено в
элитных коттеджных
районах вблизи
поселка Барвиха
(частный особняк)

Забавно, что именно этот особняк, а не общественное заведение, стал
вторым знаменитым зданием в России, который построила Заха Хадид.
Архитектор придумала этот своеобразный звездолёт, поскольку место его
постройки – холм, с которого будто бы удобно взлететь в небеса.
Верхняя часть здания – терраса на возвышающейся башне, нижняя как
будто уходит в почву. С высоты полёта вилла смотрится, как только что
приземлившийся космический корабль, интерьеры тоже впечатляют.
Расположено сооружение в элитных коттеджных районах вблизи поселка
Барвиха в Подмосковье.

В 2020 году в Екатеринбурге заявили о проекте нового здания для
концертного зала города. Изначальную конструкцию придумали в Zaha
Hadid Architects, но так же, как и в Dominion Tower, здесь есть и
изменения, внесённые по желанию горожан или по идеям тех, кто будет
использовать здание по назначению – музыкантов.
Появилось много интересных деталей, например, оркестровая яматрансформер. Главная концепция внутреннего пространства – единая
система для всех залов. Во внешнем облике филармонии мы увидим те же
любимые Захой «волны» в конструкции крыши.

Проект здания
филармонии в
Екатеринбурге

Эко город в
РублёвоАрхангельском

Город в Рублёво-Архангельском - не просто здание, а целый район, который
планируется возвести в пойме Москва-реки в границах российской
столицы.
Кроме особой инфраструктуры и организации пространства, сама по себе
архитектура будет бионической и параметрической, уже знакомой фанатам
Захи. Здания проектируются и строятся с учётом экологического равновесия
с живой природой.

И в заключении отметим, что вообще все сооружения Захи Хадид можно смело
назвать «космическими кораблями из бетона»

Список использованных материалов Интернет

1.

https://dzen.ru/a/Xbr4ubR3vwCwEXRY

2.

https://realty.rbc.ru/news/5f9d44b89a7947f996a7d1ad

3.

https://skillbox.ru/media/design/zakha-khadid-avangardnaya-arkhitektura-i-kosmicheskie-korabli-izbetona/?ysclid=lu1hfe45cu132495727

4.

https://experience.tripster.ru/articles/zaha-hadid-luchshie-zdaniya-znamenitogo-arhitektora/

5.

https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/10/04-08-Zarnaz-Imanzade-Arxitektura-centra-gejdaraalieva-v-baku.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».